Jun 26, 2009 10:48
Традиционнный отчёт о моём вчерашнем дне на ММКФ.
Мой день начал Вернер Херцог, своими "Близкими контактами на краю света". Я до сих пор удивлён, что он снял религиозный фильм. Ведь "Encounters ..." - фильм религиозный: о религиозном чувстве, точнее, об одном из, ниже подробнее расскажу, о каком. И тут даже уже не важно, что фильм об Антарктиде: такую картину можно было бы снять о любом месте и времени, с помощью любого материала можно показать такие религиозные страсти. Я просто-напросто не ожидал этого от автора недавнего "Спасительного рассвета".
Но ещё больше меня удивило другое моё открытие. Религиозность фильма более очевидна, Херцог, на мой взгляд, даже слишком груб, прямолинейно говоря о ней духовной музыкой, своими рассуждениями: в результате она бьёт через край, кипя, бурля и переливаясь через кромку экрана на души зрителей щедрым водопадом эмоций. В конце концов, в "Baraka" тоже есть сходные мотивы. Вопрос в том, какая у Херцога религиозность. И тут я обнаружил, что она ... средневековая.
Да. Херцог - средневековый человек. Целиком и полностью. И это было самым интересным, самым волнующим. Первый план своего фильма он посвящает природе, невероятной, космической среде Антарктики, и науке, исследующей этот мир через своих агентов, людей, учёных. Но выстраивает эту триаду Херцог очень по-средневековому.
Он как средневековый человек относится к природе, преклоняясь перед ней, как перед творением Божьим, как перед чудом, он склоняется перед чудесами подводного, точнее, подлёдного, и надлёдного миров. Как средневековый путешественник, как Марко Поло, он дивится всемогуществу божьему, создавшему такой причудливую, разнообразную и прекрасную вселенную.
Очень по-средневековски, так сказать, Херцог относится к науке: не пытаясь по-настоящему вникнуть и понять, отстранённо, он выслушивает учёных, относясь к ним как к загадочным и неведомым хранителям недоступного ему знания. Точ-в-точь как средневековые люди относились к монахам, книжникам. Или колдунам.
Херцог не просто делает из природы храм, показывая нам её такой, вылавливая пещеры и гроты, похожие на соборы, аранжируя своё видение церковной музыкой (даже православное пение есть, после интервью с русским исследователем). Херцог делает из антарктической станции монастырь, а из учёных - монахов, показывая их кельи, скромный быт и развлечения.
Это фантастическое ощущение - наблюдать средневековый глах Херцога! Как будто мирянин 9 века взял в руки камеру, как будто мореплаватель, или странник, тот же Марко Поло, или Асцелин, чтобы записать своё путешествие.
Спасибо Херцогу, благодаря ему я совершил путешествие не только в пространстве, в Антарктику, но и во времени, окунувшись в средневековый дух, мышление и мироощущение. Впечатления - как после прочтения "Среднеекового человека" Бицилли, или какого иного труда о средневековом человеке.
Во время просмотра я очень хотел, чтобы Херцог снял фильм из жизни средневековья, чтобы обратился к историческим темам. Я, конечно, очень люблю Ридли Скотта, и его "Kingdom of heaven", но мне дико любопытно, как бы эта тема заиграла у Херцога.
Так же, как мне очень хочется увидеть, что со средневековьем (пусть и не нашим, а инопланетным) получилось у Алексея Германа в "Истории арканарской резни".
Асцелин,
ММКФ,
средневековье,
документальное кино,
Встречи на краю света,
Вернер Херцог,
Антарктика,
Марко Поло