Как СССР выгонял гениев

Jan 29, 2016 10:03

Вчера любимая принесла мне новый выпуск "Троицкого варианта". И там я прочитал историю, которая меня зацепила. Очередную историю о том, как СССР калечил жизнь людей и страны, вредил России, выгоняя самых лучших и талантливых.
А ночью, перед сном, я наткнулся на еще одну такую же историю, и понял, что их обе нужно выложить. Уж больно точно совместились они в моем информационном поле, совпав, как детали паззла. Этот жуткий паззл страшных последствий советской эпохи нам предстоит складывать еще долго.

Итак, история первая. Математик.
"Королевская академия наук Швеции присудила премию Крауфорда за 2016 год по математике. Высокую награду вручили профессору Стэнфордского университета (США) Якову Элиашбергу за «развитие контактной и симплектической топологий и прорывные открытия в области жестких и мягких методов [решения дифференциальных уравнений и неравенств] (rigidity and fexibility phenomena).
Яков Матвеевич Элиашберг родился в 1946 году в Ленинграде. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, учился у Владимира Рохлина. В этот период находился также под сильным математическим влиянием Михаила Громова, который чуть старше его (когда Элиашберг был студентом, Громов был аспирантом). В 1972 году защитил блестящую кандидатскую диссертацию по дифференциальной топологии, но из-за своего еврейского происхождения не смог найти работу по специальности в Ленинграде и переехал в Сыктывкар, где работал в Сыктывкарском университете до 1979 года.
В 1979 году вернулся в Ленинград и подал на выезд из СССР. Около 7 лет находился в «отказе», потом уехал в США. В годы «отказа» работал программистом, продолжая заниматься математикой в свободное время. С 1989 года он профессор Стэнфордского университета. Ученики, выращенные им в Стэнфорде, представляют собой целую школу в симплектической и контактной топологии. В 1986, 1998 и 2006 годах Яков Элиашберг был приглашенным докладчиком на Международных математических конгрессах (в 2006 - с пленарным докладом; в 1986 году советские власти не позволили ему поехать на конгресс). Он член Национальной академии наук США, лауреат многочисленных научных премий.
В конце 1960-х - начале 1970-х М. Громов развил очень глубокий геометрический подход к изучению общих дифференциальных уравнений и неравенств. В конце 1970-х, еще будучи в Сыктывкаре, Элиашберг придумал первое доказательство того, что в размерности 2 задача Арнольда жесткая. В 1980-е появилась следующая работа, показавшая, что есть и разные другие жесткие задачи, связанные с геометрическими объектами, возникающими в классической механике, из чего вытекало, что эти объекты ведут себя своим особым образом, не похожим на другие им подобные геометрические объекты.
Таким образом, область математики, изучающая эти объекты, получила «право на независимость» - ее назвали симплектической топологией. Во второй половине 1980-х симплектическая топология начала бурно развиваться и, удивительным образом, вскоре оказалось, что эта область математики, возникшая изначально из классической механики, имеет большую важность для теории струн в современной теоретической физике.
Также в конце 1980-х Элиашберг написал ряд основополагающих работ, показавших, что и нечетномерная «сестра-близнец» симплектической топологии - так называемая контактная топология - имеет право на существование как отдельная область математики. Среди прочего Яков Элиашберг в некоем смысле провел четкую черту между мягкими и жесткими задачами в трехмерной контактной топологии. Эти работы Элиашберга определили направление всего дальнейшего развития контактной топологии.
С конца 1980-х Яков Элиашберг написал множество важнейших и блестящих работ по симплектической и контактной топологии, а также дифференциальной топологии и многомерному комплексному анализу, показывающих жесткость или мягкость определенных задач и создающих новые мощные инструменты для изучения возникающих в этих областях объектов. Он активно работает и сегодня - его работы последних лет абсолютно выдающиеся".
http://trv-science.ru/2016/01/26/premiya-za-myagkost-i-zhestkost-diffurov/
В общем, он основал целую область математики, симплектическую топологию. Но в СССР ему работать не дали, вынудили эмигрировать.

История вторая. Скульптор.
Эту историю рассказала tanjand. В одном из садов Канады



Скульптор, получивший отличное академическое образование. Художник с идеальным чувством объема и чувствительной точной рукой. Он создал более сотни скульптур кардиналов, Пап, детей, красивых женщин. Он вылепил множество монументов, рельефов и статуй. В церквях Манитобы есть чудесные витражи его работы и более 300 скульптур выставлено в одном из садов парка Ассинибойн, который теперь носит его имя - Лео Мол.
Он был, безусловно, прав, сменив свое и фамилию, не всякий канадец мог произнести: Леонид Молодожанин. Сменив жизнь, он сменил свое имя, и мир узнал его под этим новым именем. Узнал и полюбил его - канадского скульптора украинского происхождения, Офицера Ордена Канады и Кавалера Ордена Манитобы.




Леонид Молодожанин (Лео Мол) родился в 1915 году в городе Полонному Хмельницкой области. Учился в Ленинградской Академии Искусств с 1936 по 1941 год, в Академиях Искусств в Берлине (Германия) и Гааге (Голландия).
В 1948 году переехал с женой Маргаритой в Виннипег, где и жил до последних минут.

"-  Меня принимал офицер, который хорошо разбирался в искусстве. Говорил, сделает все, чтобы я не попал на производство или шахту. Благодаря связям устроил меня в студию Арно Брекера, одного из любимых художников Гитлера, - вспоминал годы Второй мировой войны скульптор Леонид Молодожанин в интервью для фильма "Лео Мол в свете и тени". Отец-гончар отправил его на учебу сначала в Вену, а потом - в Ленинградскую академию искусств. Диплом получил в 1941-ом - как раз когда началась немецко-советская война. Молодого художника вывезли на принудительные работы в Германию. По окончании войны возвращаться домой не захотел - понимал, что обвинят в "измене родине". С женой Маргаритой - женились в 1943 году - подал документы для эмиграции в Канаду. Через несколько недель получил ответ:
- У Канады сейчас нет необходимости в художниках. Но вы в хорошей физической форме. Если согласитесь работать на ферме, можете выезжать.
Других вариантов не было. Приплыли в Канаду зимой 1949 года. Имели $70 - немного больше $600 на нынешние деньги. От порта до фермы в Принс-Альберте добрались поездом за три дня.
- До весны никакой работы нет, - сказали супругам по прибытии. Леонид поехал в Виннипег, ближайший большой город. На главной улице зашел в магазин церковных товаров "Провиденс". Хотел спросить, не нужна ли там помощь в лепке гипсовых фигур. Владелец оказался украинцем. Как раз искал художника, который разрисовал бы стены в местной церкви святого Эдварда. Леонид Молодожанин взялся за работу. Подписывался псевдонимом - Лео Мол. Рассказывал, что родился в Нальчике, замалчивал учебу в Ленинграде.
- Я так боялся навредить близким в Украине, что старался нигде не выявить свое настоящее имя. Даже когда меня раз узнали, отрицал, - объяснял.




Лео Мол - член Королевской канадской академии искусств, член и вице-президент объединения скульпторов Канады, член объединения скульпторов Америки.
Он почитал классических греческих и римских скульпторов и считал, что люди должны предпочитать искусство в реалистическом стиле.




В 1992 году Канада подарила скульптору землю, на которой был создан именной Сад Скульптур. В 2003 году Лео Мол завершает работу над Садом в Assiniboine Park (Виннипег), который был мечтой его жизни.

4 000  000 долларов - приблизительно во столько искусствоведы оценивают коллекцию из трех сотен скульптур работы Леонида Молодожанина. В 1990-ом подарил ее Виннипегу. Спустя три года в парке Ассинибойн открыли парк скульптур Лео Мола. Ежегодно его посещают более 250 тыс. лиц. До смерти автор приходил туда, отдыхал на скамье. Радовался, когда его узнавали.
- Понимаю, что не модный, а моя техника устарела, - считал. - И я хочу передавать жизнь. Через скульптуру выражать не себя, а то, что вокруг.



Скульптуры разместили среди деревьев, извилистых тропинок и тихих прудов.




В течение почти 50 лет, от войны до 1990 года, Лео Мол ничего и никому не рассказывал о своих родных в страхе, что его семья в Советском Союзе будет подвергаться преследованиям из-за него. Он боялся связаться с ними опасаясь, что они будут платить за это дорогую цену.

Украинцы в США готовились к празднованию 150-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Решили открыть в Вашингтоне памятник поэту. График Святослав Гординский убеждает Лео Мола отправить проект. Через несколько недель получили ответ - Молодожанин победил в конкурсе. Для работы над фигурой переехал в Нью-Йорк на два года.
После открытия монумента американские газеты напечатали его настоящее имя. Тогда Лео Мол впервые попытался разыскать родственников, которые остались в Советском Союзе. Познакомился с мужчиной, который видел его брата Виктора в сталинском лагере. Младшая сестра Нина нашла его в 1990-ом. Прочитала фамилию скульптора памятника святому Владимиру в Лондоне. Написала спонсорам в Лондон. Те передали письмо в Берлин, где у Мола была мастерская для работы с бронзой.
Нина рассказала, что их отец погиб в лагерях сразу после войны. Старший брат стал художником. Его расстреляли после 11 лет лагерей. Позже обоих реабилитировали. Мать умерла на поселении недалеко от Иркутска.
- Семья не знает, почему их забрали, - говорил художник. - Возможно, из-за меня. Возможно, из-за доноса. Возможно, они были связаны с политикой. Мать до последних дней ждала, что я приеду. Чувствовала, что жив. А я не мог дать малейшей весточки. Когда в 1990-х побывал в Санкт-Петербурге и встретился со студенческими друзьями, они говорили, что были уверены в моей гибели на войне или в концлагере.




Всю свою жизнь Лео Мол бережно хранил свою тайну, создавая легенды. Всю свою боль старался заглушить самоотверженной работой, создавая чудесные скульптуры для людей. Он ушел из жизни, как и жил - тихо, спокойно и с достоинством.




Он умер 7 июля 2009 года в возрасте 94-х лет.
Он часто повторял, что его скульптуры будут говорить сами за себя. Лео Мол оказался прав.
















































советское информбюро, перепост, фотография, Украина, СССР, скульптуры, учёный, жизнь

Previous post Next post
Up