Сейчас я вижу у России два сценария развития. Два пути, по которым может пойти страна.
Первый - пессимистичный.
Он основан на экстраполяции всей истории страны.
Как это уже было раньше, и не раз, в XX веке, власть постепенно возвращает себе утраченные в ходе последней революции позиции. Режим ужесточается, закручивает гайки, урезая и ограничивая свободы, завоёванные прежде, оставляя всё меньше пространства обществу и людям. А те и не против, точнее, не все: ведь режим опирается на большинство, послушную серую массу обывателей, оболванивая их телепропагандой, отвлекая попсой, культом "Великой Победы", и прочей пидриотической чушью.
Собственно, этот сценарий основан на допущении того неочевидного факта, что большинство в стране составляет именно эта тупая покорная масса мещан в худшем смысле этого слова, верноподданных обывателей, пидриотов, согласных на путина, царя с сильной рукой. Классическая опора всех режимов подобного рода, диктатур, монархий и т.п.
При этом режим использует худших, рекрутируя из их массы мудаков в свои ряды чиновников, ментов, судей, прокуроров, следаков, фальсификаторов выборов. Получается специальный отбор мрази, самых подлых, безнравственных и циничных. Как в сталинское время. История повторяется.
При этом власть усердно прикармливает "системную оппозицию", православную церковь (и муфтият тоже), тоже со своих сторон зомбирующие население. Разумеется, режим сохраняет прежние институты сдерживания общества, влияния на него - призывное рабство, ограничения малого бизнеса, и т.д.
Ну а самых продвинутых людей - мыслящих, свободных, прогрессивных - усиленно выдавливают зарубеж всей совокупностью принимаемых мер: малый бизнес душат, образование ухудшают, насаждают повсюду православие. Клерикализация, и в целом общая феодализация жизни, поскольку бюрократия всесильна, и граждане оказываются на положении бесправных смердов или холопов, тем более, что судебная система служит режиму так же, как все остальные ветви власти. Нормальные люди этого вынести не в силах, и уезжают, а тех, кто остаётся бороться, то есть, настоящую, несистемную оппозицию, подавляют - репрессируют, сажают и разгоняют. Остаются только верноподданные "одобрямсы".
При покорности их, тупого большинства, и даже одобрении им крутых мер к недовольным, смутьянам, бунтовщикам и оппозиционерам, такой режим может существовать долго, десятки лет, как в других странах со схожими схемами управления: Кубе, Сев. Корее, Иране, Китае, Пакистане, Венесуэле, Сирии.
Возможно даже возрождение монархии, коронование путина, или, вероятнее, его преемника. В общем ,азиатский, деспотический путь "развития". Это в том случае, если мы Азия.
Да, разумеется, ситуация в стране будет становиться всё хуже и хуже. Стагнация, а потом регресс и деградация приходят на смену прогрессу. Одичание и варварство растут вместе с падением культурного и образовательного уровня. Но все негативные изменения происходят медленно, и накапливаются так постепенно, чтобы зомбированные обыватели этого не заметили. Или не сразу, по крайней мере. В таком случае недовольство копится подспудно, в полуподпольной среде оппозиции, и оно успеет вырасти до критической точки не скоро, очень нескоро - через десятки лет, когда противоречие регрессивного режима, постоянно деградирующего страну, с прогрессом остального развитого, цивилизованного мира, станет совсем уж вопиющим и невыносимым. Как в 1917-м. Как в 1991.
И тогда прорвётся нарыв путинизма, и гной режима вытечет из тела России, и зарастёт рана, затянется кожей нового поворота истории. Но будет это нескоро, лет через 20-30, если не 50, когда сменится 1-2, если не 3, поколения. В этом суть пессимизма данного сценария.
2. Оптимистичный.
Он основан, ровно противоположно первому сценарию, на том явном факте, что страна всё-таки развилась хоть немного за эти 25 лет, ушла вперёд окончательно, и прежняя история реакции и контрреволюции не повторится. Что мы уже ближе к Европе, а не к Азии, то есть, к демократии и свободе Запада, а не деспотии и рабству Востока.
Но главное основание - допущение, что в большинстве страну населяют всё-таки адекватные, нормальные люди, мечтающие о свободе, а не о сильной руке. Что у нас есть гражданское общество, а не население, граждане, а не зомбированные обыватели, мещане, гопники и быдланы.
Потому что это означает то, что уже наше поколение способно победить в извечной российской борьбе общества с властью, борьбе за свободу, справедливость, демократию, европеизм и прогресс. Борьбе за будущее.
И вот в таком случае путину осталось всего-то несколько лет, поскольку подобного закручивания гаек народ терпеть не станет. Ни за что не станет.
Я лично делаю ставку на 2014 год. Как только настанут первые трудности, летом 2014, как раз после злополучной лимпиады, обеднящей страну, как Грецию в 2004, потратившую на эту цацку триллионы. Траты на лимпиаду подкосят финансовую стабильность, подорвав бюджет. Никакого стаб.фонда не хватит.
Разумеется, это неизбежно отразится на людях (кстати, пенс.фонду уже давно многие не доверяют).
Поэтому после лимпиады начнётся кризис. Как в Греции. Тогда недовольство и протест начнут стремительно нарастать, что неизбежно закончится взрывом народного негодования в сентябре 2014 на выборах в Москве. Либо оппозиция победит, приведёт своего мэра и свою Мосгордуму, которые начнут расшатывать режим, борясь с ним, как ГосДума в 1905-1917. Либо режим опять использует массовые наглые фальсификации, и тогда на улицы выйдут уже не десятки тысяч, а сотни и миллионы, чтобы не уходить, но скинуть надоевшую власть.
Начнутся такие бунты - если власти посмеют фальсифицировать - что 6 мая и декабрь 2011 покажутся режиму детским праздником (каковым они и были, собственно говоря, с шариками, и прочей мирной интеллигентностью).
Как видите, в итоге всё упирается в пресловутый народ. Кто он? "Тварь дрожащая, или право имеет"? Гражданское у нас общество, или масса. неИзбиратели, или электорат.
Об этом очень точно написал Шехтман, ровно в то же время, что и я, в своём последнем тексте
"РОССИЯ VS БЫДЛОРАШКА":
"Образцовая поддержка Путина и целевая аудитория всякой скойбеды - это тип, воплотившийся в чоповцах-боевиках из Химкинского леса, Козихи и всяких исторических сносов. Когда им говоришь - «что же вы суки делаете?!» - следует типовой набор ответов: а мы здесь при чем- мне семью кормить надо остальное похер - чего вы к нам-то пришли, если что-то не нравится идите в суд или пишите заявления начальству - и вообще это частная собственность - и вообще чего вы дергаетесь, все равно лес вырубят (дом снесут) - а сколько вам платят, может мне к вам перейти? Однако же нельзя сказать, чтобы представления о высоких идеалах вовсе были чужды этих скорбных голов. Любимый вопрос к молодым людям: «ты в армии служил?» - сами они конечно отслужили и почему-то считают это особой заслугой. На чемпионатах они во всю глотку болеют за «наших», 9 мая надевают георгиевскую ленточку и напиваются до поросячьего визга в честь того, что когда-то в этот день «наши» вставили «ненашим». Кроме того, они ставят свечки перед иконами и сладострастно описывают, как они выпороли бы «Пусси Райот» на Лобном месте.
Это я к тому, что основной водораздел в нашем обществе, который глубже и шире других - это не водораздел между левыми, правыми и т.д. Это водораздел между патриотами России и поцреотами Быдлорашки".