Вчера, в поездку в Константиново, я брал с собой книгу, которая у меня уже лет 6-8 валялась без дела, и вот ,наконец пригодилась.
"Голубая Мещера" - сборник всего, связанного с Мещерой и вообще Рязанью. Рассказы, очерки, стихи, биографии, отрывки из повестей и романов. Даже древнерусской литературы шедевры.
Я читал из неё стихи Есенина группе в автобусе. И эту же книгу я открыл на обратном пути, в тот блаженный миг, когда работа экскурсовода закончена, и наконец можно расслабиться на сиденье, отдохнуть, отпустить себя. Обожаю этот момент: взведённая утром пружина рабочая распрямляется, и я возвращаюсь в обычное состояние простого человека. Дал группе две других книжки, про Есенина, чтобы они смотрели фотографии, а сам устроился с этой.
Для лучшего отдыха я открыл повесть Паустовского "Обыкновенная земля", из книги "Мещерская сторона". Его проза мне вообще давно нравится. Успокаивает нервы. Релаксивно он природу описывает, и в этом конкретном тексте про Мещеру. Расслабляет.
Но прочитав, я чуть не заплакал. Точнее, практически заплакал: слезами наполнились глаза, еле сдержался.
Душераздирающая, сердце разрывающая, слёзы выжимающая история:
На одном из лесных озер около Солотчи живет Кузьма Зотов. До революции Кузьма был безответный бедняк. От бедности сохранилась у него привычка говорить вполголоса, незаметно - лучше уж не говорить, а помалкивать. Но от этой же бедности, от «тараканьей жизни» сохрани-лось у него и упрямое желание во что бы то ни стало сделать своих детей «настоящими людьми».
У Кузьмы трое сыновей-комсомольцев. Четвертый сын - еще совсем мальчик, Вася.
Вася еще учится в школе. На озере школы нет - там всего четыре избы,и Васе приходится бегать и школу через лес, за семь километров.
Вася - знаток своих мест. Он знает каждую тропинку в лесу, каждую барсучью нору, оперение каждой птицы. Его серые прищуренные глаза обладают необыкновенной зоркостью.
Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисо-вал французскими акварельными красками Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики.
Однажды художника с Васей застигла на берегу гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а стремительный, предательский ураган. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотины и затапливают Мещёру. Гром встряхивал землю.
Художник с Васей едва добрались до дому. В избе художник обнаружил пропажу жестяной коробки с акварелью. Краски были потеряны, великолепные краски Лефранка! Художник искал их несколько дней, по не нашел и вскоре уехал в Москву.
Через два месяца в Москве художник получил письмо, написанное большими корявыми буквами.
«Здравствуйте,писал Вася.Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам пере-слать. Как вы уехали, я их искал две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл, потому уже были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в легких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей - охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой - смотришь - и сидит заяц!
Остаюсь Вася Зотов».
Этот Вася Зотов умилил меня до невозможности. Сердце разрывается от умиления, нежности, сострадания, доброй жалости к этому мальчику.