Зачем нам инопланетяне?

Jan 03, 2013 05:05

Смотрел сейчас "Джона Картера".
Мне очень понравился фильм. Классическая героическая приключенческая фантастика, полностью в духе книги, и вообще всего творчества Эдгара Райса Берроуза. Иной мир, инопланетная цивилизация. Погрузившись в созерцание Барсума, я перенёсся в детство, когда, в начале 1990-х, без конца перечитывал "Принцессу Марса": вспоминал её на каждом кадре.
Но не о фильме я хочу сейчас поговорить. Наслаждаясь марсианскими видами, я подумал о причинах их появления.
Зачем нам вся эта фантастика, фантазии о далёких и чуждых цивилизациях?
Решил, что причина психологическая. Видимо, человечество просто органически не способно быть в одиночестве, и спокойно переносить его. Вот и выдумывает себе "братьев по разуму". Сперва на Луне, куда летал ещё Сирано де Бержерак и герой другого Эдгара, По. Затем на ближайших планетах Марсе, Венере, и далее везде, вплоть до "в далёкой галактике".
А вот почему одиночество человеческому роду так невыносимо? Так это особенность мышления. Человеку нужны ориентиры, образцы поведения, примеры для подражания и мишени для обсуждения. То есть, в общем - хоть кто-то, с кем можно соотнести себя, и свои поступки.
Да, человечество слабо, и просто не в состоянии гордо и в одиночку нести бремя своего разума. Постоянные сомнения и страхи подтачивают решимость и волю.
Но человек же существо социальное, коллективное. Поэтому так же, как индивиду нужны другие, нужно общество, о чём написало множество философов и психологов - так и человечеству нужны другие разумные существа: инопланетяне, ангелы и демоны, пришельцы из других измерений (что суть те же внеземные цивилизации), или из будущего.
Ведь, заметьте, в этих представлениях почти всегда носители разума более развиты, чем человечество, а их культуры обязательно старше - и, следовательно, продвинутей. Согласитесь, гораздо реже писатели-фантасты заселяют Вселенную более отсталыми, чем мы, племенами. Примеры, конечно, есть, но их значительно меньше, чем всемогущих суперразвитых внеземных цивилизаций.

Кстати, одним из вариантов подобной психологии является помещение высокоразвитой цивилизации в ... прошлое нашей планеты, когда современного человечества ещё не существовало. Пользуясь гигантским временем развития жизни на Земле - миллиард лет! - многие фантасты усердно сочиняют про "погонщиков динозавров" (Гаррисон, наверное, самый известный).
Многие, сопоставляя пару миллионов лет существования человека с сотнями миллионов лет развития жизни на Земле, охотно верят в то, что разумные цивилизации существовали на нашей планете в прошлом. Я знаю о подобных теориях: например, про дельфинов, выродившихся разумных обитателей моря: у Робера Шарру читал в конце 1990-х.
Ведь здесь работает тот же психологический механизм. Ну не может человечество никак поверить в то, что оно одно, одиноко и разумно. Это же означает всю тяжесть положения первооткрывателя разума, его возможностей и опасностей. Психологически гораздо удобнее верить, что кто-то когда-то уже прошёл весь этот долгий путь, наступая на те же грабли, совершая те же ошибки. И он, мудрый и всезнающий, где-то там. Вдруг поможет?
Становится даже неважно, где и когда это было - на другой планете, или в далёком геологическом прошлом Земли.
А писатели, как совесть нации, очень чутко улавливают подобные настроения - и для удовлетворения потребности пишут, создают картины разных миров и их разумных обитателей, в меру своего таланта, или гениальности. Ведь кто гений, как не выразитель чаяний своего народа, и, шире, всего человечества?
Тут фантасты  оказываются в авангарде всей литературы, за что их и люблю, почитаю и почитываю. А когда они в авангарде оказались? В конце 19-начале 20 веков, когда человечество вступило в новую эру, индустриальную, урбанистическую, техническую. Эру массовых производства и культуры. И появились новые психологические проблемы у человечества, новые страхи, фобии и сомнения. Для разрешения этих внутренних конфликтов понадобился Фрейд с его теорией. И фантасты, облегчившие ношу человечества, разгрузившие его совесть путём перекладывания ответственности за обладание разумом на других.
Тут и началась эра фантастики - Берроуз с его марсианами, Абрахам Мерритт, написавший про подземную Лемурию, Луи Буссенар, описавший будущее человечества в "10 тысяч лет среди льдов". Против выступил только гений Уэллс, предостерегший от злобных марсиан в "Войне миров", и вырождения человеческого рода в "Машине времени". Примерно то же сделал и Жозеф Рони-старший в "Ксипехузах", но он не стал так популярен, как Уэллс.

писатели, мысль, книги, Марс, фильмы, человек, фантастика, разум, инопланетяне, литература, кино

Previous post Next post
Up