"Дом" Олега Погодина

Oct 24, 2011 16:18

В четверг я впервые побывал на блогерском показе фильма «Дом» от gavro_shik.
Эх, давно я не был в «Октябре»: со времён ММКФ.  Зал был на треть пуст, на лучшую треть. Так что я сидел на наилучшем месте.

Фильм неоднозначный. Затрудняюсь даже сказать, понравился он мне или нет. Недостатков много, сейчас их перечислю, и они так бросаются в глаза, что мешают объективно оценить собственное впечатление.

Во-первых, фильм принадлежит к хорошему, но неприятному жанру русской чернухи. Серые цвета, с редкими пятнами ярких красок, это форма. А содержание - люди и их поступки: грязь, ругань, насилие, кровь, смерть. И водка, море водки, почти всё время и в каждом кадре герои пьют.
Соответственно жанру чернухи, сюжет выстроен из стереотипов, как хижина первобытного охотника-общинника из костей зубра и мамонта.
Судите сами: хутор где-то на юге. Дом. Большой, и большая семья в нем. Гоголевская картинка, гогольянства которой только добавляет как всегда неподражаемый Богдан Ступка в роли главы семьи. Его роль - точь-в-точь Тарас Бульба: суровый и грубый мужлан, любитель подраться и выпить, отвешивающий сыновьям затрещины. Патриархат в худшем смысле слова.
Остальные персонажи, все члены семьи, ничуть не менее стереотипны:
Добрая мать, полностью под каблуком мужа.
Сыновья - разные, как и у Бульбы. Вот двое младших:
Один примитивный и недалёкий стрелок, охотник, которого играет Епифанцев (точно так же, как он играет брата в «Побеге»). Вылитый Остап Бульба.
Второй чувствительный и ранимый, в точности как Андрий. Даже зовут его также, если не ошибаюсь.
Старшие сыновья совсем другие: безвольный неудачник-комбайнёр, с местной толстухой-женой, по сути домработницей.
И единственный успешный представитель семьи, главный герой фильма, самый старший сын, уже старый и седой - бандит, мелкий авторитет. Сергей Гармаш превосходно сыграл вора в законе.
Дочки: младшая - любознательный подросток с книжкой, и старшая - похотливая интеллигент, учительница, типичная героиня русской прозы второй половины XIX века: мерзость русской жизни ей претит, но трахаться хочется, для чего и тупой комбайнёр сгодится. Ибо муж её - такой же интеллигент-неудачник: бывший учёный-химик, спился и стал импотентом в этой глуши.
Вообще конечно забавно, какой несчастливой Погодин рисует судьбу отечественных интеллигентов, заброшенных к корням, на крестьянский хутор, откуда они вырвались было в молодости, на учёбу, да вернулись, отучившись. Не люблю я всей этой замшелой клеветы на интеллигенцию, и не только потому, что мню себя интеллигентом, а потому ,что неправда и несправедливость. Тут меня Погодин задел, признаю.
Ещё в семье есть маленькие дети, внуки, вообще не очерченные, и добавленные только для философии фильма, выраженной в финале. И дед, полуживой паралитик в коляске.

В результате всю первую половину картины режиссёр, а он же и автор сценария, вводит нас в курс жизни семьи, представляя героев. Стереотипы по всей красе. Фактически, это не художественный фильм, с живыми героями.
А потом приезжает герой Гармаша, и начинают крутиться шестерёнки криминального сюжета. За бывшим авторитетом идёт охота, его быстро выслеживают, и команда убийц-наёмников приезжает к хутору.

Это уже вторая ипостась фильма - типичная русская криминальная драма, в стиле «Бумера». Впрочем, она неразрывно, генетически связана с первой, чернушной. Ведь где криминал, там и чернуха. Хотя обратное не всегда верно.
А как же развивается сюжет дальше? Приехавший авторитет начинает учить всех жизни, спасать заблудшие души. В общем, типично русское преклонение перед криминальным авторитетом, единственной цельной, сильной личностью в хаосе разброда и шатания остального общества.

Ведь замысел Погодина, в сущности, прост: описать всё современное русское общество с помощью такой нехитрой конструкции, как семья. Очень удобно. А главное, поместить их в дом, замкнутый и изолированный. Чтобы сбежать никто не мог.
Если семья метафора общества, то дом посреди степи - образ страны, России. А сюжет фильма - попытка представить себе, что с ней, Расеюшкой, будет и случится. Я не буду спойлить, и пересказывать финал картины, лишь намекну, что подобные метафоры всегда могут далеко завести.
Слишком далеко. Мне финал не понравился, тут я с согласен. Неорганичный конец, искусственный, если не сказать за уши притянутый.
В целом фильм неплохой, сделан хорошо, качественно. Но банальный. Ну не увидел я в нём никаких новых идей.Впрочем, фильм достаточно этничен, и экзотичен, чтобы рекомендовать его иностранцам, желающим понять Россию.
Боюсь, она действительно такая, как в этом фильме.

страна, русское пьянство, кинотеатр Октябрь, Тарас Бульба, люди, русский народ, кино

Previous post Next post
Up