Вчера, 14 апреля, я принял участие в необычном мероприятии. Пришёл в главное здание МГУ, на Ленинских горах, на собрание студентов, аспирантов, и вообще всех проживающих в общежитиях главного здания. Вестибюль корпуса Б, сразу после вертушек.
Собравшиеся протестуют против закручивания гаек администрацией университета. Дело в том, что уже давно администрация собирается ввести турникеты на входе в общежитие, изменить правила прохода, и выдать электронные пропуска. У новой системы множество недостатков: турникеты неудобны: не дают ходить мамам с колясками, велосипедистам с велосипедами, и мешают эвакуации в случае пожара, что наглядно продемонстрировали недавние учения.
А электронные пропуска администрация может использовать для контроля, надзора и репрессий. Сами понимаете, что может сделать власть, если у неё будет возможность отслеживать перемещения любого.
И вот протест вылился в многолюдное собрание. Первый раз в жизни я видел столько людей, несогласных с политикой ректората!
В вестибюле корпуса Б собралось человек 150, заполнив почти всё пространство. Стояли кругом, в середину которого выходили те, кто хотел выступить, и говорили правильные и жёсткие слова, активно критикуя Управление Общежитий, проректоров, как авторов и исполнителей идеи турникетов, и молчащего пока ректора Виктора Антоновича Садовничего.
Чувствовалось, что мгушников уже достали нелепыми и вредными нововведениями.
Организовала собрание знаменитая ИГ, та самая Инициативная Группа студентов, аспирантов, сотрудников университета, объединившая самых активных жителей общежития в борьбе с произволом администрации. Их сайт
www.igmsu.orgПоэтому на собрании выступали многие члены ИГ, те, кто собирает подписи против введения турникетов
ИГ выступает за настоящее студенческое самоуправление. И на собрании эти идеи тоже прозвучали, и не единожды.
Дело всё в том, что в МГУ самоуправления нет. Есть, конечно, студенческие организации - студсоюз, студком и ОСК - но они прислуживают администрации, управляются ректоратом, и не выражают интересы студентов. Выборы в самый близкий к проживающим, объединённый студенческий комитет, ОСК, который общежитиями занимается, проводятся полутайно, с нарушениями, в результате чего университетской оппозиции туда вход закрыт.
В результате проживающие не уважают студ.организации, справедливо не считая их своими представителями. Какое уважение, когда члены студкомитета позволяют себе грубые и наглые выходки.
Например, по заданию администрации, они срывали объявления ИГ, ловили расклейщиков этих объявлений, с милицией, отбирали документы. Гурьянов из ОСК занимался этим, чем и заслужил всеобщее неуважение.
Так что на собрании предлагали и принудительные досрочные выборы студкомитета, в которых бы участвовала ИГ.
Проблема в том, что нет диалога между жителями общежития, и администрацией. ИГ к такому диалогу готова, у неё есть предложения, проекты. Но ректорат игнорирует мнение обитателей университета. На собрании не появился никто из университетских властей. Даже представителей студкомитета не было, хотя подобный народный сход - экстраординарное событие в жизни МГУ за последние десятки лет.
Поэтому я предложил всем вместе по окончании собрания пойти в студенческий комитет, и призвать к ответу его председателя Максима Гранникова с подручными вроде Гурьянова. Идея народу понравилась.
Народный сход, так похожий на митинг, продолжался больше часа. В конце концов, когда все высказались, ИГ объявила, что намечен общий поход к ректору, и пригласила всех присоединиться. Собрано уже больше 1300 подписей проживающих в корпусах Главного Здания против турникетов. Планируется отнести подписи ректору, и добиться наконец его ответа.
Если ректор и от этого отмахнётся, не примет, то состоится общий митинг. Не получится больше у администрации оставаться равнодушной к мнению простых мгушников.
И едва сход завершился, в дело вступила милиция. Четверо сотрудников местного, 6-го ОВД, расположенного тут же, в подвале главного здания МГУ, подошли к организаторам, и попытались их задержать. Хорошо, что народ не успел ещё окончательно разойтись, и в вестибюле оставалось человек пятьдесят.
Члены ИГ сплотились вокруг своего товарища, который отказался от задержания, любезно предложенного милиционером, и ушёл. А мы прикрыли его отход. Кто-то крикнул "Позор!".
И началось! Такого я ещё не слышал. Под сводами ГЗ, гулко и громко разносился общий клич "Позор!" Долго и дружно скандировали этот лозунг собравшиеся, двинувшись маршем по Главному Зданию в сторону сектора А, пока не оторвались от милиции.
Попытка задержания активиста не удалась. Отбили. На дне святого Патрика подобное не удалось, там ведь тоже кричали "Позор!" и "Свободу", когда милиция задерживала ряженых на ходулях.
Собрание удалось. Я не помню подобного накала событий в университете, по крайней мере, последние 12 лет не было такого. ИГ показала свою силу, и проживающие поддержали её, как реальных представителей. Студенческое движение набирает обороты, и вряд ли ректорату удастся остановить процесс становления гражданского общества в отдельно взятом Московском Университете.
Когда люди доведены до предела, спустить дело на тормозах уже невозможно.