Похвала фильму "Орёл Девятого легиона"

Feb 09, 2011 04:16

Огромное спасибо dr_zloben за великолепный фильм "Орёл Девятого легиона".
Мне очень понравилась эта лента. Почти всем. Моё кино, в точности, будто я снимал для себя самого.
Для начала отмечу, что в оригинале фильм называется просто "The Eagle", орёл, то бишь. То есть, пояснение о 9 легионе добавили наши многоумные прокатчики.
Впрочем, здесь я вижу один из немногих случаев, когда изменение оригинального названия может быть оправдано. В конце концов, книга, по которой снят фильм, на русском выходила тоже под названием "Орёл 9 легиона".
В любом случае, по целевой аудитории поклонников древнего Рима, вроде меня, такое название попадает прицельно и точно.

Чем же мне понравился фильм? Что в нём меня так сильно привлекло, притянуло к себе?

Во-первых, реализм.
Детали вооружения, снаряжения, доспехов, сняты подробно и с любовью. Я ещё не видел в кино так тщательно воссозданных римских лагерей, с их бытом фортов, аванпостов.

Во-вторых , натурализм.
Отдельной благодарности заслуживают спецэффекты реалистичности. За отрубленную в кадре голову я всё готов отдать ... режиссёру. За кровь и раны я люблю сериал "Рим", и театральность, ненатуральность оказались одними из немногих недостатков моего любимейшего фильма ,"Гладиатор".
Правда, я его десятки, если не сотню, раз пересматривал, может, потому и сумел заметить ляпы, и тетаральные жесты. Может, когда пересмотрю "Орла", то и в нём ухитрюсь найти такие же недостатки.
Не знаю. Но не хочу я искать в прекрасном фильме никаких недостатков. Вот и в "Орле" я неественности не заметил. Пока.

В-третьих, историзм.
Ведь не только тема покорения Римом Британии раскрыта, но особенно тщательно, полно, драматически раскрыта тема Рима, как империи, солдаты которой ради чести державы готовы на всё ,на любые трудности.
Ведь это же подвиг, фактически. Духовный подвиг римлян, от солдат до легатов и императора. Подвиг преодоления любых препятствий, и слабой плоти, во имя высшей идеи.
И уже не так важно, что в римском случае идеей становится принцип господства цивилизации над варварами. Главное, что в римских завоеваниях цивилизация поднимается на новый уровень абстракции: так Рим умело абстрагируется от родной Италии, с помощью своей политики "Divide et impero" покоряя всё новые страны.
Зачем? Фильм как раз отвечает на этот вопрос. В сущности, режиссёр Кевин Макдональд препарировал нутро империи, обнажив те самые чувствительные нервы чести, достоинства, гордости и воли, которые связывают римского солдата, офицера, патриция с идеей высшей власти, воплощаемой римским государством.
Теперь я понял, почему именно Рим стал основателем Европы, и России, с какой стати именно из Рима вышли все духовные ,да и многие материальные истоки европейской цивилизации.
Более того, всё вышесказанное можно смело обощать на любые империи, известные человечеству: ведь их суть остаётся неизменной.
С темой империи связана тема покорения примитивных народов, якобы нецивилизованных варваров. 
Да, начинается "Орёл" в точности как "Гладиатор", имперски - музыкой, видениями и снами главного героя, где он видит отца (как Максимус видел жену и дочь), римским армейским бытом. Битвой с ордой дикарей , в конце концов.
Захватывающее сражение, при виде коего мои руки начали сами делать боковые выпады мечом. Выглядел бой иллюстрацией к учебнику военной истории, настолько чётко и явно режиссёр показал преимущество правильного строя (знаменитой "черепахи") над сумятицей толпы диких бриттов. Превосходство железного ,в буквальном смысле, порядка и военного дела империи над хаосом варваров.
Но по мере путешествия, ухода геров от римских владений вглубь Шотландии, "Орёл" постепенно превращается в вылитый "Аватар". Этнографический компонент берёт вверх, в режиссё1ре просыпается антрополог, со вкусом описывающий аборигенов скалистых берегов крайнего севера Британии.
Тем более, что в фильме звучит оригинальная ирландская речь: в титрах я нашёл имена консультантов по ирландскому, труднопроизносимые и воистину гаэльские.
Даже намазанные серой глиной кельты, с их копьями, быстрым бегом, шаманом и плясками, очень похожи на ушастых жителей Пандоры.
Соответственно, тут в ленте начинает появляться бережно этнологическая, антиглобалистская и экологическая нотка. Оно и понятно: жители упорядоченной империи всегда завидую свободе дикарей, их прекрасному и яростному хаосу.

В-четвёртых - символизм.
Режиссёр умело расставил по всему фильму знаки, символы.
Прежде всего, это вода. Фильм в итоге получился весьма мокрым, как "Братство волка", например.
Кроме того, камера постоянно показывает нам в этой воде черепа, головы, маски. Создаётся неложное впечатление , что автор
фильма хочет этим что-то сказать.
Проясняет ли замысел финал картины - бегство по реке, и битва в ней, на мелководье. А потом вода смывает кровь, омывая трупы. Яркий образ одной из главных идей фильма: все люди едины ,все братья ,не надо воевать. В результате лента приобретает гуманистический, антивоенный окрас.
И невероятная дружба между гордым римлянином и не менее гордым бригантом это подтверждает.

Теперь о частностях.
Исполнитель главной роли, Чэннинг Татум, меня порадовал: после "Броска кобры", на каковой я имел несчастье сходить в кинотеатр, я посчитал его типичным американцем, героем бовиков, и только. Оказывается, он умеет играть! Приятно, сей факт не может не радовать.
Дональд Сазерленд, как все старики, качественен и хорош.
Русский дубляж восхитителен, настолько приятно слышать родные с детства телеголоса.
Автор музыки - некий Атли
А заглавную песню исполнил некий Торк. Чувствуете магию этих старинных, сказочных  имён? Король Атли (Аттилла) из поэмы о Сигурде-Зигфриде, и сосед славян, торк-торчин.
Между прочим, любопытно, что многие актёры, а вся массовка вообще, были венграми.

Итог.
В целом, я рекомендую фильм к просмотру детьми и школьниками. Лучшего объяснения понятий честь, верность и преданность, достоинство, храбрость, долг, они нигде не получат. Морально-этические вопросы в фильме даны и раскрыты вполне прозрачно.
И да, срочно надо перечитать книгу. Неужто теперь она так же хороша мне, почти тридцатилетнему, покажется спустя долгие 15 лет (половина фактической жизни!).

Ридли Скотт, фильмы, пеплyм, достоинство, Рим, римляне, кино, Гладиатор

Previous post Next post
Up