Про слойки. Смогут ли российские интеллектуалы отказаться от кремлевских «пряников» в массовом порядке. И что еще должна сделать власть, чтобы служить ей стало совсем неприлично.
Про слойкиМоё мнение, реакция на вышеуказанную статью Лилии Шевцовой в "Новой Газете":
Всё дело в том, что старейшая традиция русской, российской интеллигенции - именно оппозиционная, так называемая традиция свободомыслия в России.
Всегда именно интеллигенты были в оппозиции, первыми (и одними из лучших). И лично я разделяю именно эту традицию, осмеливаясь считать себя интеллигентом.
Более того, я ориентируюсь на Андрея Колыванова (возможно, Вяземского), Чаадаева и других.
А то, что среди интеллигенции так много предателей, коллаборационистов, конформистов и прихлебателей, конечно плохо, но не говорит о том, что ВСЯ интеллигенция такова.
Точно так же нельзя, например, считать слабаками и трусами ВСЕХ французов, поделившихся после вторжения немцев на вишистов и голлистов.
Просто в нашей интеллигенции испокон веков есть две традиции, два лагеря: вшивый, состоящий из привластных, обслуживающих элиту, и настоящий, из антивластных, элитарных самих по себе.
Да, вшивая интеллигенция активно пестовалась властями в СССР, в то время, как истинная репрессировалась и изгонялась.
Результаты этих процессов мы и пожинаем сейчас, наблюдая за окончательным разложением как власти, и её постсовектской, совковой системы управления, так и обслуживающей её интеллигенции.
Лучший пример деградации, разумеется, Михалков: он даже в худшем остаётся лучшим.
Но нынешний перевес лизоблюдской традиции над свободной - исторически временный. И я искренне надеюсь, что в будущем отечественная интеллигенция вернёт себе критическую по отношению к государству функцию, которую она выполняла когда-то в далёком прошлом, в 19-м веке.
Другое дело, что власть пользуется своими возможностями для того, чтобы ударить по первопричине. Теперь правительство пытается прекратить самовоспроизводство интеллигенции, путём отвратительной реформы образования.
В частности, уничтожают уроки литературы. Прочитал сегодня утром открытое письмо Марии Чистяковой, учителя русского языка и литературы. Она уходит из школы, поскольку уроки литературы отменяют, ЕГЭ подменяет знания, и вообще школа катится в тартарары.
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=7497 А ведь литература - единственный предмет в школе, прямо и непосредственно способный (если учитель хороший, конечно) вырастить из современных подростков новых интеллигентов, засеяв их юные души семенами критической мысли, свободолюбия, ригоризма и прочих этических достоинств.
Интеллигенции предстоит ответить на этот вызов власти. Смогут ли невшивые, истинные интеллигенты поддержать традицию, найдут ли способы влиять на молодёжь?
А может, интеллигенты, изгнанные из школ, уйдут в вузы?
И университеты станут очагом свободы и критицизма, как это было в 19-начале 20-го века?
Хотел бы я вернуть то время, когда студенты были в авангарде общественного развития, первыми на баррикадах, и в учении, освоении новых идей.
Ещё бы шпаги студентам разрешили носить ...
Я был бы счастлив, и сразу побежал получать второе высшее.
Продолжить дискуссию на www.novayagazeta.ru