Сотрудничество РПЦ с гитлеровцами.1941-1944.

Aug 19, 2010 14:54

РПЦ и нацизм.

Вчера, перед сном, посмотрел документальный фильм, российский, о Псковской миссии.
Был неприятно поражён. Я этого не знал. Моё отношение к РПЦ стало ещё прохладнее. ВСё-таки, как ни крути, что ни говори, а это коллаборационизм, и сотрудничество с оккупантами.
В фильме много фактологии: интервью с Георгием Тайловым, одним и тех миссионеров, с историками, даже бабушка-очевидец есть. 
Всё пересказывать не буду, и в ЖЖ, и в сети полно материалов на эту тему.
Меня другое занимает.

1. Как они могли? Как могли священники, пусть и латвийские, из Риги большинство, молчать, работать с немцами, закрывая глаза на их жестокости, злодейства и преступления?
Только один из них, Георгий Бенигсен сказал, однажды, в проповеди, что-то о сопротивлении, несмотря на присутствоваших чинов вермахта.
Вроде всё. Военнопленным в близлежащем лагере помогали, да. Молодцы.
Но и немцам как были благодарны за спасение Тихвинской иконы Богоматери Одигитрии.

2. Как они могли? Военнопленные в лагере, для которых священники миссии устроили прямо в лагере православную службу - с причастием, общей исповедью всех тысяч заключённых - как они, коммунисты и комсомольцы ещё полгода назад, могли тогда, осенью 1941, молиться и слушать батюшек?
Неужто вот так просто война отодвинула сталинизм, и ввергла солдат в православие? Ведь пять тысяч пленных присутствовало в псковском соборе, уже на другой на службе.

3. Как они могли? Жители, псковитяне? Благодарить немецких убийц за возвращение возможности открытого исповедания веры?
Немцы в комендатуре хранили Тихвинскую икону по ночам, чтобы партизаны её не того. А в соборе днём выставляли.

Тяжело всё это. Вот она, вся трагедия Руси, извечная, вся противоречивость, в таких историях.
Приходят немцы, многих расстреливают, пытают, угоняют в рабство. И спасают реликвию, икону, открывают храмы, соборы, миссии, возвращают священников. Одной рукой творят зло ,другой - добро. Как же к ним относиться?
Проклятая неоднозначность.
А тут ведь и Сталин зашевелился. Патриарха выбрали, храмы открыли. Потом и родились дурацкие, абсурдные мифы о молебнах с самолёта, при обороне Москвы, облётах с иконой.
Ведь именно из этого абсурда жизни и идёт абсурд нынешний, когда сталинисты одновременно православные. Так же, как есть православные поклонники Ивана Грозного, которым плевать даже на официальную позицию РПЦ, осудившей своего гонителя, да всех гонителей и мучителей.

РПЦ, война, 1941-1945, фашисты, наци

Previous post Next post
Up