Вспомнил Кассиля.

Sep 14, 2010 18:52

Сначала я скажу про книжку. Я ее почти забыл, перепутал уже со всеми остальными, но после фильма решил освежить и перечитал. Даже у взрослого человека остается впечатление хорошей литературы. Интересно, интригует, написано без сюсюканья. А теперь про фильм.
Великое противостояние.


Вообще-то тем, кому этот фильм каким-то образом дорог, я бы не рекомендовал читать дальше. Честно говоря, руки надо отрывать за такие фильмы. не понравился. Начну, пожалуй, с хорошего. Совсем немножко есть в этом фильме здравых мыслей и эпизодов. Это как раз те кусочки, что сценарист пожалел в оригинале у Кассиля и не вырезал их, заменяя своим бредом. Например, мысль Расщепея о том, что в предвоенное время фильм о патриотическом движении партизан Отечественной войны 1812 года будет очень полезен стране или более-менее угаданный, почти книжный образ Ромки Каштана. Остальное же в фильме за гранью. Если считать фильм отдельным произведением, то его сюжет совершенно халтурный и скучный. Жизнь девочки показана вяло, люди, с который она брала в жизни примеры - Расщепей, отец - совершенно невнятные, даже и непонятно, чем ее так Расщепей зацепил, да и зацепил ли? Актриса, играющая Симу неплоха, но невооруженным взглядом видно, что ей отнюдь не 16, а очень и очень "за..." Воеводин, что играл Ромку, тоже не мальчик, но это не так бросается в глаза, поскольку он для старших зрителей-штамп: мальчишка, пацан, керубино...
Если же сравнивать фильм с книгой, то вопросов уже не оберешься.
В начале книги Симе 13 лет и все ее размышления, обиды и страхи как раз подходят только-только открывшему на мир глаза подростку. В фильме же ей уже 16 и все приключения случаются с большой девочкой, которая имеет суждения и ужимки тринадцатилетнего ребенка и от этого кажется полной дурочкой.
А теперь попробуем сравнить события.

Книга:
Симе 13 лет, она переживает подростковые комплексы, идет на вечеринку к подружке, обижается на мальчишек, встречается случайно с помощником режиссера, который отбирает ее для проб в фильме.
Сима играет в фильме про войну 1912 года, влюбляется, хотя этого понятия в книге нет, не влюбляется, скорее обожествляет режиссера, переживает, что фильм окончен, пытается сняться в другом фильме уже у "плохого" режиссера, понимает свою ошибку, бросает кино, продолжает дружить с режиссером, отправляется с ним в путешествие по каналу им. Москвы, или как он тогда назывался.
Сима едет к брату в Туркмению, переживает смерть любимого режиссера, затем все равно отправляется в Туркмению, знакомится там с новым другом-джигитом.
Сима становится пионервожатой, три года занимается с пионерами, попадает с ними в канун войны на остров в походе, (здесь очень неплохой приключенческий сюжет, завязанный в будущее), отправляется с ними в эвакуацию.
Сима, соскочив на полдороги с поезда пускается искать убежавшего пионера, встречается со своим джигитом, который подвозит ее до Москвы.
Сима ищет пионера и попадает в подмосковную деревню как раз, когда туда вступают немцы. С трудом дети выбираются к своим, вновь встречают конный полк джигита, но выясняют, что джигит погиб.
В эпилоге рассказывается, что Сима поступает на астрономическое отделение университета, родители у нее возвращаются из эвакуации, друг Рома тоже приходит и они романтически отправляются на прогулку.
Сюжет книги заставляет дальше и дальше читать без отрыва, есть и настроение героев и интересные приключения и постепенные изменения характеров. После прочтения впечатление хорошей книги только крепнет, будь читателю 12 или хоть сто лет.

А что же в фильме? Начинается с того, что странная тетка в парике вылезает из обсерватории и обругивает каких-то практикантов. Выясняется, что она едет на конференцию, рассуждать есть ли жизнь на марсе. Это уже выглядит анекдотично, но тетка пока что смотрится очень в кассу со своими прожженными глазами и прокуренным голосом. Тут же с тетки снимают парик, рисуют веснушки и думают, что она сойдет за девятиклассницу. Девятиклассница дует губки, корчит рожицы и делает все, чтобы зритель считал ее совершенно малохольной. Затем показывают страшный и изнурительнй труд киноактера. "Тяжела и неказиста жизнь советского артиста" - говорили об этом раньше. И конь девочку сбрасывает и у балетного станка она прыгает вторые сутки и вообще все очень напряжно. Однако, все это ей сильно нравится. Фильм вот-вот должен закончиться, но тут начинается война. Сима с одноклассниками отправляется рыть окопы и добрый друг Ромка посылает ее за водой в деревню. В деревню тут же приходят немцы. Сима, недолго думая, начинает с ходу совершать подвиги, как то: спасение жителей деревни, драка с немецкими солдатами, а также выстрелы в офицеров. Немного побуянив в тылу врага, Сима спокойно, нет, не буду врать, не спокойно, а довольно суетливо, бегом по лесу, пускается в обратный путь, отлеживается у селянки и вскоре попадает на фронт.
Таким образом она проходит всю войну, в мае 45 года получает ранение и попадает домой. Родителей ее сценарист решил на всякий случай убить, друга - Ромку тоже. А! Заодно и Расщепея, тоже на войне, а не за три года до нее, как в книжке. Сима, несмотря на осколок в теле, упорно учится на астронома, таким образом с нее окончательно исчезают веснушки, а на голове появляется парик. Все говорят, что она очень талантливая и на этом фильм заканчивается. Я грешным делом где-то на середине фильма задремал, но меня грубо растолкали и велели смотреть, ибо именно я "притащил эту чушь". Впрочем, для сравнения посмотреть можно. В остальном смысле этот фильм никакой ценности не представляет, хотя странно, что ни к актерской ни к операторской работе придраться я бы не смог.
Кстати, тот сюжет в фильме, когда Сима приходит на киностудию, а там ее встречает оператор, кажется где-то встречался мне, но в другой книжке. Может быть это была какая-то похожая? Например "Четвертая высота", или что-то еще про девочек? В книге Кассиля этого эпизода нет.

На этом странном вопросе вредный мышТиша доклад окончил.

Книжка, Про киношку

Previous post Next post
Up