я не тормоз, я медленный газ. есть вещи, о которых написать очень хочется, но пишется медленно-медленно, поэтому уж не обессудьте, но вот только сейчас я собралась отсканировать частично каталог и отекстить событие, имевшее место ещё весной. это
2 Московская Биеннале Современного Искусства (01.03.2007 - 01.04.2007)
но я всё же считаю, что лучше поздно, чем никогда, поэтому - поехали.
(Xavier Cha "Holiday Cruise!", part I, 2006. Video still)
несмотря на все предпосылки и переносы биеннале мы всё-таки не пропинали, как некоторые. и ближе к закрытию отправились на основную площадку мероприятия - на выставку "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" (Footnotes On Geopolitics, Markets, And Amnesia) в башне "Федерация".
так что всё началось прекрасным, солнечным, серым днём на стройке "Москва-Сити". надо сказать, что стройка сия - место удивительное и захватывающее само по себе. абсолютно сюрреалистическое - колоссальная башня, по которой снуют рабочие, вид на пол-Москвы, киберпанковские пейзажи и проч. (расписывать не буду, насколько мне известно, по башне водят экскурсии, если кому интересно)
остановки лифтов - как кадры из фильма: сначала бесшумно открываются двери - а вокруг шикарный современный ресепшн, мореное дерево, сталь-стекло. на следующем этаже двери открываются так же бесшумно, а вокруг - бетон, монтажные конструкции, бочонки краски и серость-серость-серость. офисные работники, задумывались ли вы, что было в здании до вас и что будет после? представьте, как на месте мягкого кресла дует ветер, как скрипят железные штыри-скелеты с кусками бетона, как бегают крысы там, где вас уже давно нет? представили?
ну а нам ещё немного по лестнице наверх - а коридоры-то уже увешаны тематическими плакатами - и мы...
...попадаем в комнату звуков. в зал с магнитофонами. когда я только его увидела, я подумала: что за сюр?! кому нужен зал, уставленный магнитофонами? но стоило в него войти, как сработали датчики движения, и начала играть музыка. пока идёшь по залу, срабатывают всё новые датчики, и слышно всё новые звуки. а дальше - всё слилось.
было место, совершенно точно было, где на стёклах были нарисованы уморительные карикатуры. там, где-то вниз бегают рабочие, ещё где-то у Правительства уродливый стояк, а на окне Путин Буша мутузит.
а ещё был зал с летящим пнём. пни не летают, скажете вы - и ошибётесь. в том зале большой неповоротливый пнюха, раскоряка, взлетел метра на полтора над полом на тонких серебряных крыльях-паутинках, и сам засеребрился весь, наверное, от радости. что, не бывает чуда разве? бывает. и даже пни могут летать.
и там же где-то промеж всего этого - надпись "AURORA". сияющими розовыми трубками. то ли реклама очередная, то ли алтарь богине. а ещё мне подумалось, что ведь весной зори бывают рано, и часов в пять-шесть во всей этой огромной башне никого нет, так что только эта надпись здоровается, так сказать, с розопёрстой Эос.
а ещё там было место, где лежали майки. не одна майка, не две и не три, а очень-очень-очень много маек лежало и висело на стенах. размеры - самые разные, от каких-то смешных-лилипутских до вполне нормальных. и на всех майках надпись "Свободная Аргентина". что могут майки? а я вам скажу, как человек, у которого дома лежит майка с призывом голосовать за Уго Чавеса (привезённая Пахмутовой из Венесуэллы), - майки могут многое. а много маек могут очень многое.
там были очень уютные залы с инсталляциями, похожие на соты чем-то, такие маленькие комнатки 5 на 5, покрытые чёрной поглощающей звук обшивкой, а на стене - большой экран. и люди тихонько заходят и смотрят, а потом так же тихонько выходят, как по Керуаку. там можно было даже лежать, и никто тебя не тревожил. больше всего мне запомнилось видео с танцем живота. поскольку оно было снято на тёмном фоне, то у меня поначалу создалась полная иллюзия, что в глубине зала действительно танцует человек. я даже подошла и стенку потрогала. а танцевал-то трансвестит, мужчина, танец живота в соответствующей...эээ... одёжке. и знаете, так душевно танцевал. с таким чувством. и такой грацией. мне сложно сказать, что хотел вложить в это видео автор, но для меня оно было как песня толерантности.
один же зал отличался от прочих. он был обшит натуральным деревом и больше всего напоминал парилку в бане. в видео рассказывалось о грязевых ваннах и показывались люди, в этих ваннах купавшиеся. и вот я сидела на светлых, смолой пахнущих досочках, смотрела на смеющихся перепачканных людей, и так мне хорошо было, так весело.
ну и картинок покажу из каталога. начну со страшненького, а потом перейду к заупокойненькому весёленькому.
(Mats Bigert and Lars Bergström. Underwear, 2005. Still from the film "Last Supper")
не Тайная вечеря, дорогие мои. последний ужин приговорённых к смертной казни. ведь все тут знают, что после смерти кишечник опорожняется?
(Amal Kenawy "You Will Be Killed", 2006. Video, animation)
это всего лишь череда воспоминаний. воспоминаний, в которые временами вкрадывается жестокость.
(Donna Ong "Secret, Interiors: Chrysalis", 2006. Mixed media installation)
это была потрясающая комната. положим, открываешь ящик письменного стола - а там вот такое хрустальное чудо живёт и светится своим каким-то особым светом. приглядишься - это вроде просто бокалы и хрусталь. а всё вместе являет собой больше (с). да и стол тоже странный. то ли стол, то ли машина непонятная. и шкаф... наверное, это был образ кабинета художника или изобретателя.
(Biljana Djurdjevic "In Hotel Room", 2006. Oil on canvas)
эти дебелые дети меня просто убили. они настолько... не от мира сего и от мира сего одновременно. вот у меня был знакомый. вроде, и не похож на этого мальчик (судя по фотографиям). но я, глядя на эту картину, вижу, что это он, один в один. тупой. взрослый. ребёнок. мир клинических идиотов.
(Biljana Djurdjevic "Green Room", 2006. Oil on canvas)
(Biljana Djurdjevic "Living In Oblivion", 2006. Oil on canvas)
(Diana Machulina "Record", 2006. Oil on canvas)
эта художница помешана на теме ленты от мух. девочки с перекошенными лицами, у которых в волосах эта лента с мухами, политики, перерезающие эту ленту на открытии чего-то там, ёлка, украшенная не мишурой, а лентой... надеюсь, вы и без вопроса поймёте, что к чему.
(Kendell Geers "Jesusfuckingchrist", 2006. Wood and spray)
в белом венчике из роз, цифровой Исус Христос...
(Franck Scurti "White Memory (D)", 2006. Thermoform, aluminium)
(Meredith Sparks "Untitled (Patty Smith II)", 2006. From the series "We're Treating Each Other Just Like Strangers". Digital scan, aluminium foil, glitter)
(Lida Abdul "What We Saw Awaking", 2006. Video stills)
афганцы сносят дом. вручную. дует ветер, пронизывающий и развевающий их чёрные одежды, а они всё равно упорно, как муравьи, тянут за веревки и пытаются сломать тот дом, в котором они раньше жили.
(Olga Chernysheva. From the series "Working Day", 2006-2007. Pencil and watercolor on paper)
(Michael Elmgreen and Ingar Dragset "Capitalism Will Collapse From Within", 2003. Stainless steel, combination lock, canvas and stretcher)
ага. уже начал.
(Xavier Cha "Holiday Cruise!", part I, 2006. Video still)
(Aaron Young "I. P. O. (35 Offerings)". Digital c-print)
ну и под конец уже попробую описать, что я со всей этой биеннале вынесла.
вот очень многие считают, что современное искусство - фигня, бессмысленное глумление, комбинирование предметов и эпатаж. основания для такой точки зрения, конечно, есть, но мне кажется, надо смотреть глубже.
раньше ведь как было: вот вам Произведение, вот вам Автор, вот вам Идея Автора. хотите - соглашайтесь с Идеей, хотите - оспаривайте, но вот она вам, пожалуйста, на блюдечке лежит и красной нитью сквозь всё Произведение просвечивает. вы можете даже Посопереживать Автору и Идее, ведь они такие Очевидные и такие Хорошие.
а тут идеи нет, или она спрятана так глубоко, что до неё просто так не докопаться. человек - это кисточка, в какую эмоцию его макнёшь -таким он и станет. и каждая работа - это эмоция. радость, страх, волнение, сомнение, веселье в чистом виде, без гранул. не СОпереживание, а ПЕРЕЖИВАНИЕ. и каждой своей работой эта выставка говорила мне:
вот она - твоя жизнь. вот простые минуты твоей жизни. смотри, я оценила их, ведь каждое мгновение каждой жизни - это шедевр, это дар. а ты их сам-то ценишь? а если нет, то представь, что будет, если их у тебя отберут.
если отберут
ТВОЙ ДОМ.
ТВОЮ РАБОТУ.
ТВОЮ СЕМЬЮ.
ТВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ.
а теперь - иди. и цени каждое прожитое мгновение.
(этот постскриптум довольно нуден и при прочтении может быть смело опущен)
PS: на самом-то деле, с Биеннале я столкнулась раньше, чем весной. так уж получилось, что я переводила туда некоторое количество текстов (субтитров) для видео-инсталляций, тексты были безумные, но интересные, например (перевод, конечно, мой, как и выделение):
"Человек сидит за столом перед Полиэдрами:
«Почему ты хочешь рисовать экскременты?»
«Экскременты похожи на земную поверхность,
по меркам поверхности,
у них интересная поверхность»
Мужчина в группе в театре перед Полиэдрами:
«Ого!
Привет?»
Женщина: «Что ты делаешь в моей ванной?»
Проводящий мистический ритуал сидит перед Полиэдрами.
Проводящий: «Полиэдры»
Группа: «Полиэдры»
«Все есть одно»
«Все есть одно»
«Полиэдры»
«Полиэдры»
«Все есть одно»
«Все есть одно»
«Полиэдры»
«Полиэдры»
«Все есть одно»
«Все есть одно»
...
Группа, обсуждающая астрологию, сидит перед Полиэдрами:
«В общем-то, у вещей тоже есть свои хартии»
«Корпорации»
«так что вы можете, вот, например, Соединённые Штаты родились в день инаугурации,
3го июля 1776, в какой-то конкретный момент времени,
а мы используем его как хартию целой страны»"
(Ксавьер Ча "Круиз")
или
"Хватит с меня друзей-лгунов,
Мечтающих о трагичной смерти,
Пусть они притворяются,
Что не уйдут, когда я уйду.
Все эти кровоточащие сердца,
Готовые делиться своей грустью,
Они были изначально правы,
И они не уйдут, когда я уйду.
И я уйду
Туда, куда давно хотел
Уйти так долго,
Прочь от слёз"
(песня Стива Вандера «Они не уйдут, когда я уйду» из "Рай сейчас!")
или
"...нет сомнений в том, что восприятие пространства - это сложный феномен. Пространство одновременно и воспринимается и существует само по себе. С этой точки зрения, пространство дважды расположено в двух пересекающихся плоскостях, то есть представляет собой двойной диэдр, который постоянно меняет свои размеры и местоположение. Это диэдр действия, горизонтальная плоскость которого образована землёй, а вертикальная - самим человеком, который ходит по земле и таким образом перемещает диэдр вместе с собой. Второй - это диэдр существования, который определяется той же горизонтальной плоскостью, что и предыдущий, но который существует, но не воспринимается, в вертикальном пересечении с тем расстоянием, где появляется объект. И именно внутри этого существующего пространства драма становится особой, поскольку индивидуум больше не стоит у истоков этих центральных элементов. Потому что наряду с другими вещами, он теперь лишён своих привилегий и буквально не знает, где и как себя разместить.
То чувство собственной индивидуальности, которое считается чувством, при помощи которого индивидуум отличает себя от своего окружения, чувством связи между сознанием и конкретной точкой в пространстве, не может не быть серьёзно подорвано в подобных условиях. Но это уже переход к психологии психастении, если мы решим всё-таки использовать данный термин для обозначения нарушений в указанных выше отношениях между индивидуумом и пространством.
Таким обездоленным душам пространство кажется пожирающей силой. Пространство преследует и окружает их, а затем переваривает их в огромной могиле. В конце концов, тело отделяется от мысли. Остатки воли раскалывают скорлупу кожи и выходят на новый уровень ощущений. Он чувствует, что сам становится пространством, тёмным пространством, куда предметам доступа нет. Он чувствует своё сходство, но не сходство с чем-то, а просто сходство, и он изобретает пространство, чьей судорожно дергающейся собственностью сам и становится. Все эти проявления основаны на одном процессе, а именно: биперсонализации за счёт уподобления пространству.
Тёмное пространство окутывает меня со всех сторон и проникает в меня намного глубже, чем светлое пространство. Различия между внешним и внутренним сбивают с толку. И, наверное, намного важнее, что индивидуум являет собой монолит, а его подобное диэдру строение видно только внешнему восприятию, играет весьма ограниченную роль и может быть оставлено без внимания"
(Стерлинг Руби "Без названия")
(последнее, простите меня, был вообще ужас, т. к. для перевода у меня была только аудиозапись, к тому же специально "концептуально" прогнанная через искажатель голоса)
так что мероприятие в целом меня одновременно и утомило, и заинтриговало.
я долго поэтому не могла никуда выбраться, потом с
erida6ka мы попытались проникнуть в ЦДХ на выставку "Дневник Художника" (Artist's Diary). если честно, то меня привлекла вот эта вот листовка:
(Юрий Альберт. Без названия. 2004. Холст, кровь (!!!! - лаконично, не правда ли? а мне снесло голову), акриловый лак.)
но выставка, как оказалось, уже закончилась.
потом я всё-таки взяла себя в руки и в ноги и пошла в "Федерацию", о чём см. выше.
-------
Все фотоматериалы взяты из каталога 2nd Moscow Biennale Of Contemorary Art. Footnotes On Geopolitics, Market, And Amnesia. Catalogue. Edited by Nikolai Molok. ArtChronika, 2007.
официальный сайт Биеннале