Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии. Деревянная пластика - чрезвычайно интересный раздел русской культуры, православного церковного убранства. Как правило, резную икону или скульптуру расписывали, реже поверхность древесины оставляли открытой. До наших дней сохранились резные иконы с красочным слоем и позолотой, скульптура с росписью в технике иконного письма (с XVI века), частично - иконостасы православных храмов и церковная утварь.
Иностранные резчики работали по кипарису, тису, черному дереву, кедру, клену, самшиту, можжевельнику, туе и другим породам дерева. Русские мастера в основном резали из сосны и липы. Реже в дело шла ольха, береза, дуб, осина; иногда использовались и более редкие породы - кипарис, груша, пальма.
Следует помнить, что предметы из дерева чрезвычайно зависят от условий той среды, в которой они находятся. Храмовые сооружения не отапливались, в них постоянно горели лампады и свечи, что не способствовало сохранению таких хрупких произведений искусства. Вспомним и о том, что первые печи появились в православных храмах только в XVIII веке.
В качестве основы под красочный слой на резные иконы наносился тонкий грунт. В состав грунта входили наполнители (мел, гипс) и связующие (коллагеновые клеи: «карлук» - рыбий клей, «мездровый» - кожный, «бобровая стружка» - из жира бобра). Красочный слой состоял из множества различных компонентов (масла, смолы, пигменты, воск). Широко использовались позолота и серебрение. До XVII века инструментами русских резчиков были топор и нож, позднее стали работать при помощи продольной пилы, тесел, различных долот и стамесок, рубанков, буравов. «Иконы на рези», как называли их древние летописи, были важными храмовыми святынями. На Русь резная икона пришла в XI веке из Византии, и первоначально ее делали из мягких пород камня. Наперсные образки, панагии, складни, мощевики оковывали золотом, серебром, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Делались эти изделия по канонам и с использованием приемов византийской резьбы. Обилие резцового материала - дерева, народные традиции резьбы обусловили широкое распространение резной иконы на Руси. С XV века каменные иконки вытесняются изделиями из дерева и кости. Мастера на Руси не подписывали свои творения, так как создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным. Тем ценнее немногие дошедшие до нас имена мастеров, например резчика и ювелира отца Амвросия, который трудился в Троице-Сергиевой лавре в XV веке. Для деревянной пластики характерно отсутствие мелких деталей, четкая проработанность линий силуэтов, определенная степень условности. Иконы выразительны и одновременно лаконичны. К XVI-XVII векам относится период широкого распространения резной пластики в России, что происходило отчасти благодаря приглашению иностранных резчиков. Сам патриарх Никон (1652-1666) способствовал этому, выписывая из-за рубежа специальные «книги мастерские к резному делу в лицах» - своего рода руководства по резьбе. В монастырях работали так называемые «крестечники», которые изготовляли различные кресты: от самых малых, нательных до мощных поклонных крестов. Широко бытовали походные деревянные иконостасы и скульптурные композиции в киоте.