Mar 15, 2024 11:44
История о насильственной
украинизации и борьбе за русскую школу. Активисты из нацинтеллигенции вопреки желанию учащихся и родителей преобразовали русскую школу в украинскую. Учащиеся протестуют, родители протестуют, а чиновники отвечают: «Если хотите русский язык, так поезжайте в Омск или Томск и там будет вам русский язык, а здесь Украина».
Как вы думаете, когда все это происходит? На современной Украине? Или во времена УНР? Или может это нацистские пособники во время оккупации издеваются над населением?
Нет.
Это 1946 год, Советская Украина, Черновицкая область.
Из письма Сталину от учителя Кравцова и военрука Коростелева из Черновицкой области, 1946 г.
«В городе Новоселице Черновицкой области была русская десятилетка, начиная с 1940 г. Вопреки горячим желаниям учащихся и родителей, эту русскую школу преобразовали в украинскую, несмотря на упорный протест учащихся и родителей, протест, дошедший до полного скандала, когда ученики отказались войти в класс и заниматься на украинском языке, написав даже призывающие лозунги: «Просим русскую школу», и только тогда вошли в класс, когда директор школы, которую они очень уважают, их успокоил и уговорил. Когда представитель Черновицкого облоно приехал для выяснения сложившихся обстоятельств в 1-ю среднюю школу, то завпед Бабенко и завроно Чкалова, которые прилагали большие усилия к тому, чтобы эта школа была преобразована из русской в украинскую, то они представились представителю облоно как защитники выражаемого желания учащихся и родителей и склонили представительницу, которая разделили их мнение о преобразовании русской школы в украинскую; а на собрании учащихся 1 сред, школы представитель облоно и завроно запретили учащимся выражать свои желания. Несмотря на ходатайство учащихся перед Наркомпросом УССР т. Тычиной, все-таки школа была преобразована из русской в украинскую.
Зав. роно Чкалова резким тоном предложила родителям: «Если хотите русский язык, так поезжайте в Омск или Томск и там будет вам русский язык, а здесь Украина». «Тот, кто открыл здесь русскую школу был большой недотепа».
А инспектор Вовк Надежда сказала, что никому из учеников не будут выдавать справки для перевода в г. Черновцы в русскую школу, ибо всех они должны украинизировать, в том числе и все молдавские школы (а в районе есть 33 села, их коих 22 села молдавских). Тов. Бабенко - завпед 1-й сред. Новоселицкой школы во время урока, когда один из учеников 7-го класса от имени всех учеников выразил желание учиться на русском языке, то т. Бабенко сказал ему: «Ты сегодня хочешь русскую школу, а завтра захочешь гитлеровскую, пошел вон из класса!» и выгнал ученика на двор».
Очевидно, что украинизация в УССР не закончилась в 1930-е годы, а продолжалась и дальше, пусть и в более умеренной форме. Хотя, как видим, на относительно недавно присоединенных территориях ее приходилось проводить в ускоренном порядке.
Нацистов только-только прогнали и теперь советские украинские националисты (хорошие, не чета буржуазным националистам) пануют и напоминают русским чужинцам, кто тут господарь. А ученикам говорят: «Ты сегодня хочешь русскую школу, а завтра захочешь гитлеровскую, пошел вон из класса!»
Дружба народов, мудрая ленинская национальная политика, вот это все. Хочешь учиться по-русски? Вот тебе по морде, шовинист проклятый, катись в свой Омск или украинизируйся, советская власть Украину не для вас создавала
И сейчас опять активно "развивают национальные культуры", как будто забыли, чем это кончилось при СССР
P.S. А надо было читать Белинского и Каткова
Катков
«Различия и противоположности между многими элементами германской и французской народности гораздо более резки, чем различие не только между особенностями великороссийскими и малороссийскими, но между разными славянскими народами, и однако же ни во Франции, ни в Германии, на основании этих особенностей, нет бессмысленной речи о двух французских народностях или языках, о двух немецких народностях или языках. Сколько нужно иметь отваги или сколько нужно иметь презрения к здравому смыслу общества, чтобы проповедовать о возможности двух русских народностей или о возможности двух русских языков!.Прежде с. петербургские украйнофилы смиренно заводили журналец для того, чтобы помещать в нем, между прочим, малороссийские сказочки и стишки, и трепетали, чтобы какие-нибудь неосновательные подозрения не помешали им в этом невинном и добродушном занятии; а теперь эти господа берут под свою опеку десять миллионов Русского народа и хотят навязать им особую народность, переводят на вновь сочиняемый ими язык законы Российской Империи и Священное Писание, открывают общественную подписку на издание малороссийских учебников, затевают издавать в Киеве народную газету на этом вновь сочиняемом языке и питают надежду, что правительство окажет им свое могущественное пособие на образование малороссийских школ, которых малороссийский народ не хочет, и которых могут хотеть только заклятые враги русской народности».
Белинский: «Мы имеем полное право сказать, что теперь уже нет малороссийского языка, а есть областное малороссийское наречие, как есть белорусское, сибирское и другие подобные им областные наречия... Литературный язык малороссиян должен быть язык их образованного общества - язык русский».
И напомню - в России Каткову до сих пор не установлено ни одного памятника. Хотя бы сейчас, с опозданием в столетие, это следует исправить.
история СССР