Павлищев
В общем, всё выглядит так: богач Пушкин пытается ограбить наивного бедняка Павлищева, а тот занимается антикризисным управлением Михайловским и деньгами Пушкина.
«Из письма моего от 27 июня вы знаете, Александр Сергеевич, что я прогнал управителя. С того времени хозяйство идет своим порядком, без хлопот. Косят сено, да ставят в скирды, - а там примутся за жатву. Теперь я на досуге, познакомившись коротко с имением, размышлял долго о том, как кончить раздел его, - и вот мое мнение.
Оценка ваша по 500 р. за душу не имеет, позвольте сказать, никакого основания. Душа душе розь; продается она в Псковской губернии по разной цене...
И так, самая низкая цена Михайловскому 70/т. Я хлопочу о законной, справедливой оценке потому, что действую не за себя, а за Ольгу с сыном и за Льва. Чем справедливее оценка, тем законнее будет выделяемая 1/14 часть. Если имение купите вы, то я готов спустить еще 6/т., и отдать вам его за 64/т., т. е. по 800 руб. душу. Ниже этого нельзя ни под каким видом. Таким образом вы заплатите Ольге вместо 8500, - 13.700, - капитал составляющий всё достояние нашего сына, - залог его существования, в случае моей смерти, или удаления от службы, по каким-нибудь непредвидимым случаям».
Далее зять Пушкина сообщает, что, если Пушкин откажется платить за имение такие деньги, то надо - прямо сейчас, поскольку его отпуск заканчивается - давать объявление в газеты о продаже.
Вообще письмо настолько энергично написано, что даже не знаешь, где оборвать цитату, чтобы остановить антикризисный менеджмент Николая Ивановича Павлищева.
1836 год
по старому стилю 11 июля
/23 июля