Вечная борьба с СССР

Jun 12, 2023 13:29

Наша интеллигенция никак не успокоится. Они до сих пор борются с СССР. Борются везде: в фильмах, в спектаклях, в книгах, в журналистике... Но неожиданно ворвались и в документальные программы. Смотрю фильм про янтарную комнату. Всё спокойно, рассказывают, показывают. Красиво.

Но вот зашла речь об эвакуации экспонатов во время Великой Отечественной войны. На голубом глазу зрителям рассказывают, что эвакуация приравнивалась к паникерству. В качестве примера приводят Павловский дворец. Там, мол, эвакуация сокровищ и закапывание в землю в парковых и дворцовых статуй, стоили директору должности и партбилета. Даже не знаю, что сказать. План эвакуации экспонатов был разработан в 1936 году. Он, конечно, был убогим, но он был, и директор успел отправить в Горький только первую партию предметов. Он был призван в армию. В августе директором музея была назначена зам. директора 28-летняя Анна Ивановна Зеленова, личность совершенно легендарная. То, что сделала в она для Павловску, не под силу , пожалуй, никому. Именно она прятала статуи и эвакуировала сокровища Павловска, а не прежний директор. Хрупкие женщины закапывали тяжеленные скульптуры, таскали дворцовые статуи в подвал, выкладывали ложную стену, чтобы скрыть это временное хранилище. Когда статую «Мир» опускали в глубокую яму, кто-то написал карандашом: «Мы вернемся и найдем тебя». Немцы скульптуры не нашли, кстати.

13 июля в Горький была отправлена вторая партия - 43 ящика с 1659 предметами в сопровождении Антонины Егуновой. Это количество вещей уже превышало 1936 года. Все ящики с павловскими коллекциями были размещены в красивой Строгановской церкви, превращенной в Коммунальный музей. Но, как оказалось, ненадолго.

В Павловском дворце остро не хватало тары. Когда ящики и заготовленные доски закончились, начали разбирать заборы у хозяйственных построек, а затем деревянные перегородки в служебных флигелях, из которых нужно было вынимать старые гвозди. Не было упаковочного материала, и сотрудники решили использовать скошенное сено и солому. Как позднее писала Анна Ивановна: «Это были дни и ночи невероятной спешки. Налеты учащались… Окна дворца наглухо заколотили. Электричества не было. Работали со свечами, а потом жгли веревки или скрученную бумагу… Упаковку ценностей продолжали днем и ночью. Хотелось как можно больше отправить вещей подальше от бомбежек и обстрелов». 21 августа в город Сарапул в Удмуртии отправился эшелон с музейными ценностями из пригородных музеев. На этот раз из Павловска уезжали 63 ящика с 3168 экспонатами. Их сопровождали хранители Инна Стоббе и супруги Куровские. Они уезжали, когда немцы уже заняли Чудово. Сарапульский краеведческий музей, размещавшийся в красивом здании эпохи модерна, приютил коллекции из Павловска. В Исаакиевский собор 1 сентября были отправлены из Павловска музейные вещи четвертой очереди, 3 сентября - пятой, 5 сентября - шестой. Всего - 2180 музейных предметов в 57 ящиках. Ящики, как рассказывала А.И. Зеленова, вопреки правилам, грузили в три этажа. При отсутствии транспорта, посылали на подводах.

Началось время оккупации. Во дворце устроили казино, сокровища были разграблены, огромный парк вырублен.

При отступлении Дворец немцы взорвали, заложив в подвалы фугасные мины.







Наконец, Павловск освобожден. Но история не была закончена. Во-первых, было решено, что дворцы слишком разрушены, так что, восстанавливать нечего, да и смысла нет. Зеленова сделала невозможное: убедила власть принять решение о восстановлению Павловского дворца. Представьте: во всей Ленинградской области было всего два строительных крана. 2! Так вот, один из них Анна Ивановна ухитрилась получить в Павловск.





После войны в пригородных дворцах было решено устроить военные училища. В Гатчине, например, его создали. Екатерининский дворец был передан в ведение военно-морскому министерству. А вот Павловский дворец как был музеем, так и остался. Неизвестно, какие убеждения использовала Зеленова, чтобы отвадить военных, но ей это удалось.

Только несколько лет назад в Павловске установили памятник Анне Ивановне, хотя конечно, лучшим памятником ей является прекрасный, восхитительный, пленительный, волшебный садово-парковый рай, жемчужина дворцовых ансамблей Павловск


Павловск

Previous post Next post
Up