Все знают "Арзамас", и часто читали там любопытные тексты о культуре и истории. Но что-то вдруг заставило "арзамасцев" продемонстрировать свои подлинные ценности и воззрения. Как будто кто-то за язык тянул. Они устроили виртуальную выставку фотографий великого Халдея, что было бы похвально и своевременно. Но!. "Арзамассцы" не были бы частью русофобской тусовочки, которая утверждает, что жертв войне можно было бы избежать путем коллаборации, что немки были изнасилованы чуть больше, чем все...Остальные постулаты их религии вы и без меня знаете. Должна с удивлением констатировать, что при "коллаборации", без взятия Берлина и капитуляции Германии этих господ не было бы на свете, потому что их предки превратились бы в дым над крематориями концлагерей и перегной в расстрельных рвах.
Итак, "Арзамас" демонстрирует новый взгляд на творчество Халдея. Лучше присядьте и приготовьте успокоительное На первый взгляд странно, но вполне логично, что указано, что эта пакость является «совместным проектом с Еврейским музеем толерантности», а материал подготовлен «при участии Мультимедиа Арт Музея, Москва».
Берлинцы смотрят на советские танки, которые вошли в город. 1945
Что бы увидел на этой фотографии советский человек? Что советские солдаты освобождают Берлин. Но я смотрю на этот снимок взглядом современного человека. И меня здесь цепляет ощущение полной неизвестности. Обычно на снимках с таким названием люди ликуют, встречают солдат с цветами. Но тут мы видим, что люди скорее растеряны. Они не знают, чего ждать.
На переднем плане стоит женщина с ботинками. Я задаю себе вопрос: почему она их держит, зачем они ей? Лишняя пара обуви, которую она хочет вручить солдату? Или просто несет мужу?
Эта фотография не о ликовании при встрече солдат, а о двусмысленности того, что произойдет дальше. Ботинки в руках у женщины - своего рода триггер, который заставляет думать об этом. Может, они - единственное, что у нее осталось, а солдаты, возможно, отнимут их и надругаются над ней. А может, солдаты, наоборот, помогут этой женщине.
Атмосфера на снимке мне кажется гнетущей, депрессивной: противопоставление танков и женщин, сырая земля… Эта фотография не о радости, она скорее о начале очередной мрачной страницы истории, о предчувствии очередной формы насилия.
Салют в освобожденном Севастополе
Это постановочный снимок. Идеальный для того, чтобы опубликовать его в газете вместе с новостью об освобождении Крыма - для поддержания боевого духа. Но я считаю, что на самом деле это фотография с двойным дном. У Халдея было все в порядке с чувством юмора и иронией. Часто в его работах присутствует абсурд.
В этой фотографии мне нравятся ее абсолютная дикость и безумие. Солдаты стоят в организованном Халдеем кадре - он попросил их пострелять в воздух. Они вроде бы радуются тому, что им удалось освободить город. И ты тоже сначала этим проникаешься. Но вдруг понимаешь, что эта эйфория совершенно неоправданна, что в действительности радоваться нечему: война еще не закончена, и жизнь этих солдат может завершиться в любой момент. Важную роль в этом понимании играет задний фон: разбитая баржа, дым, памятник затопленным кораблям - картина полнейшей разрухи.
Это черный юмор.. Халдей был очень ироничным человеком, и это не могло не сказаться на его фотографиях. Он мог выбрать не такой драматичный задний план, но в итоге фон выглядит противоречивым, и снимок приобретает двусмысленность. Раньше этот кадр был образцовой пропагандой, а сейчас его абсурдность просто бросается в глаза…»
И эти твари везде: в системе образования и пропаганды, их задача - подрывать, саботировать, противодействовать на уровне итальянской забастовки. Они не летят заметно над городом, как дрон. Они - внутри, они часть - системы. И поймать их за руку чрезвычайно сложно. Тут они подставились, а сколько еще таких забросов по всему смысловому полю. Хорошо, если они уехали, но ведь и не уехали, а если и уехали, то оставили свое мощное наследие - сотрудников, работы, настроения.