В русских городах прошли восстания - мало того, что сам процесс переписи ассоциировался с приближением конца света, так еще и всем было ясно, что за переписчиками скоро придут баскаки. Самым мощным было сопротивление Великого Новгорода - и это восстание было подавлено сыном Ярослава Всеволодовича, знаменитым Александром Невским, про которого принято писать, что он осознал бессмысленность сопротивления Орде и проводил мудрую политику, подчиняясь ханам.
А вот галицкий князь Даниил Романович никак не хотел осознавать необходимость подчинения. Он приложил огромные усилия, пытаясь создать союз против Орды, вел переговоры с польским королем, литовским князем, даже с папой римским. Союз не получился, но он «хотя бы попытался».
И дело не только в этой попытке, которая ярко показывает, как прекрасный Даниил Романович отличался от… ну, скажем, далеко не прекрасного Александра Ярославича. Дело в том, что с конца XIII века судьбы Южной и Северной Руси начинают все сильнее различаться.
Даниил Романович был вынужден признать власть Орды, но она никогда не была в его землях такой же сильной, как на севере. А в следующие десятилетия постепенно, медленно южнорусские земли стали переходить под власть литовских князей. И это было большим облегчением - не надо было платить ордынскую дань, а города получали большие права.
И это безусловно значило очень много.
Но когда сегодня из этого расхождения делают вывод об извечно рабском характере жителей Севера Руси, и об извечном вольнолюбии жителей Юга, я сразу чувствую, что от истории мы переходим к политике. И на Севере были вольные новгородцы, и даже у Александра Невского был брат, пытавшийся вместе с Даниилом Галицким противостоять Орде. И на Юге были те, кто покорно кланялся Орде, и были князья, вроде отца Даниила - Романа Галицкого, жаждавшие укрепить свою самодержавную власть.
Эйдельман, на всякий случай, заслуженный учитель Российской Федерации. Автор статей по истории и педагогике, отличник народного просвещения РСФСР, член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории». Она учит наших детей. И продолжит учить, потому что в России - это вам не в Америке, где слова против повесточки сказать нельзя. Тут за государственные деньги можно рассказывать детям о хорошем Гитлере, учить понимать его сложную душу и детские травмы. Вообще, хотелось бы знать, кто раздает подобной публики звания, награды, деньги. Не расскажут ведь
Даниил Романович был вынужден признать власть Орды, но она никогда не была в его землях такой же сильной, как на севере. Интересно, что эта заслуженная учительница имеет в виду