Кромвель форева

Aug 04, 2021 15:00



Читаю совершенно замечательную трилогию Мантел о Кромвеле. Это история Англии глазами Кромвеля и история Кромвеля, рассказанная им самим. Некоторые рецензенты пишут, что читать эти романы так же интересно, как читать бухгалтерские книги или перечень покупок :)

Да, в них нет даже любовной линии, кроме любовных историй короля Генриха VIII, а они весьма своеобразны, как вы знаете. Кромвель работает, выживает в сложной и трудной жизни жизни, нет, в основном, работает. Мир жесток: тот, кто казался другом, предаст, любимые умрут, враги плетут козни. Англия XVI века предстает перед читателем во всей своей сложности. Вообще, материальный мир описан Мантел очень точно: если она пишет, что Кромвель носит перстень с бирюзой, подаренный Вулси, значит, так и есть, если появляется молитвенник с автографами Болейн , значит, он был именно там, где написано в романах. Кстати, о перстне. Вот он на пальце Кромвеля



Кромвель - государственник, а значит, государственный деятель, ненавидимый народом, ибо ради жизни государства надо принимать непопулярные решения. Очень много непопулярных решений. А когда народ пользуется результатами этих решений, то считает, что так всегда и было, а если не было, то образовалось само собой.

Например, затеял Кромвель цифоровизацию ведение регистрационных книг в приходах и перепись населения. Чтобы понять, кто на ком и когда женился, кто умер, кто родился, сколько народу живет в Англии, сколько налогов можно собрать. Народ счел, что это очередное злодейство ненавистного лорда-хранителя малой королевской печати дьявольского Кромвеля

«Народ недоволен введением приходской регистрации. Записи крещений, говорят люди, позволят королю облагать нас налогами с младенчества. Записи венчаний позволят ему получать сбор с каждого жениха и невесты. Узнав о похоронах, агенты Кромвеля явятся забрать медяки с век усопшего.

Кромвель, говорят они, замышляет украсть у нас наши дрова, наши ложки и наших кур. Он хочет обложить налогом наши жернова, наши котлы и горшки, испортить пекарские весы, изменить меры жидкости в свою пользу. Он - хорек, съедающий в день, сколько весит сам. Не увидишь, как подкрадется, - он умеет уменьшиться так, что пролезет в обручальное кольцо. Глаза у него открыты всю ночь. Он танцует, чтобы задурить жертву, а потом высасывает ее мозг. Он устраивает себе нору в логове побежденных и устилает ее мехом».

Зато сейчас невозможно представить себе мир без регистрации родившихся, умерших, заключения и расторжения брака, собственности и прочего.

Народ всегда не любит власть и всегда подвергает сомнению и критике её действия. Века проходят, а это остается неизменным.

Впрочем, это было лирическое ( если можно так сказать) отступление.

Очень советую всем прочесть всю трилогию Мантел : "Волчий зал", "Внесите тела" ( иногда название "Введите обвиняемых"), "Зеркало и свет". Вообще, два названия второго тома составляют его краткое содержание : введите обвиняемых - уносите тела :)

P.S. В результате, даже не дочитав, я разлюбила Томаса Мора, сжигавшего людей, и полюбила Кромвеля, никого не сжигавшего. Головы рубить приказывал, было дело, но не любил дикую английскую квалифицированную казнь ( и эти люди еще что-то говорят об Иване Грозном!) и не сжигание на костре. А еще он защищал женщин, например, ярую католичку принцессу Марию , рискуя собой

литература

Previous post Next post
Up