В Старой Ладоге, которая, по преданию, была первой столицей Русского государства, городом Рюрика, есть удивительная икона Георгия Победоносца. Находится она в древней Георгиевской церкви, что в крепости. Пускают туда только в хорошую погоду, и нам повезло: погода была замечательной
Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была сдана заказчику в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. «Первая Новгородская летопись» сообщает, что в 1164 году на ладожскую крепость напали шведы. Ладожане, «затворишася в граде», послали в Новгород за князем и войском. Вскоре «приспе князь Святослав с новгородци и с посадником Захариею». Шведы были разбиты, но для сохранения торговли с ними шведские земли в ответ разорены не были, «ограничились наукой», как показано на фреске.
Фрески были созданы в том же году, когда состоялось освящение храма. Являются одним из немногих образцов русских фресок XII века. В 1445 году некоторые фрески были обновлены, однако большинство из них было утеряно в XVII веке. Некоторые были сняты со стен и оставлены под новым полом. Они были обнаружены в XX веке и восстановлены. В 1780 году некоторые древние фрески были открыты под слоем краски на стенах. В целом, сохранилось около 20 % оригинальных фресок
А что на фреске? На фреске, которая , скорее всего, была написала греческими иконописцами, у св. Георгия нет копья. Вообще, никакого оружия нет. Говорят, что доброе слово и кольт действуют лучше, чем просто доброе слово. Так вот, староладожская икона полностью опровергает этот тезис. Одной молитвой ( и, наверно, добрым словом) смирил святой злобное чудовище. И пошел змей на веревочке, послушный, как дрессированная собачка
Такая необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобождённая царевна помогает святому Георгию укрощать змия, повязав его шею своим шёлковым пояском. Змий - не только символ зла, но и одновременно символ плотского начала человека и символ животных - не повержен, а приручен, зло понимается как незнание добра и, хотя добро для большей силы убеждения - с вооружённой силой покровителя скотины Егория Храброго, но зло искореняется не уничтожением носителей зла или бессмысленным умерщвлением плоти, а путём просвещения и преображения, не убийством, только с вооружённой силой для защиты добра и для демонстрации змию последствий неподчинения добру, доброй царевне, доброму царю.