А написал этот очерк мой любимец Александр Можаев. Написано сие ко Дню народного единства, но пусть будет к коронации Марины Мнишек, которая прошла в мае 1606 года
( Read more... )
"Младший сын Ивана Грозного, восьмилетний царевич Дмитрий, погиб в городе Угличе 15 мая 1591 года. Смерть царевича стала настоящим проклятьем России" - а ещё потом был "Великий голод (1601-1603)"; который по важности мог превзойти любой другой фактор Смуты. После этого голода множество людей остались в статусе "скитающиеся меж двор". Вот они в 1604 году и хлынули к Самозванцу. И кстати - первыми кого в начале голода бояре прогоняли со двора (чтобы не кормить за свой счёт) были "боевые холопы". То есть - профессиональные солдаты, ничего другого кроме войны не умеющие:
......... Слой боевых холопов испытал на себе последствия голода в полной мере. Многие землевладельцы, не имея возможности прокормить боевых холопов, прогоняли их со двора. Спасаясь от голода, холопы, которых господа отказывались кормить, массами бежали на вольные окраины. Беглые послужильцы, располагавшие оружием и боевым опытом, сбивались в ватаги, разбойничали, а также приняли значительное участие в формировании вольного казачества на Дону, Волге, Яике и других местах. Царские дипломаты многократно заявляли, что «воровские» казаки - это беглые боярские холопы, что именно они чинят разбой. Исаак Масса писал, что «в казаки шли по большей части убежавшие от своих господ слуги (Knechten)». Аналогичные сведения сообщает автор «Хронографа» начала XVII века, называвший казаков «беглыми холопами и ярыжными ворами». Особый интерес представляет «Повесть об Азовском осадном сидении» XVII века, возникшая в казачьей среде. Герои повести вспоминают о своем холопском прошлом: «Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства неволного от бояр и дворян государевых». .........
в Смуте были эпизоды, поразительно напоминавшие российские 1990е годы. Когда некто, который "при старом режиме" был буквально никем, поднялся до уровня человека "решающего общегосударственные вопросы". Так, некий Иван Болотников был простым холопом князя Телятевского. В Смуту Болотников собрал целую армию, реально угрожавшую Москве. К армии присоединилось и дворянство, в том числе и ... сам бывший его хозяин , князь Телятевский. Вот такие "кульбиты" бывали.
И кстати - первыми кого в начале голода бояре прогоняли со двора (чтобы не кормить за свой счёт) были "боевые холопы". То есть - профессиональные солдаты, ничего другого кроме войны не умеющие:
.........
Слой боевых холопов испытал на себе последствия голода в полной мере. Многие землевладельцы, не имея возможности прокормить боевых холопов, прогоняли их со двора. Спасаясь от голода, холопы, которых господа отказывались кормить, массами бежали на вольные окраины. Беглые послужильцы, располагавшие оружием и боевым опытом, сбивались в ватаги, разбойничали, а также приняли значительное участие в формировании вольного казачества на Дону, Волге, Яике и других местах. Царские дипломаты многократно заявляли, что «воровские» казаки - это беглые боярские холопы, что именно они чинят разбой. Исаак Масса писал, что «в казаки шли по большей части убежавшие от своих господ слуги (Knechten)». Аналогичные сведения сообщает автор «Хронографа» начала XVII века, называвший казаков «беглыми холопами и ярыжными ворами». Особый интерес представляет «Повесть об Азовском осадном сидении» XVII века, возникшая в казачьей среде. Герои повести вспоминают о своем холопском прошлом: «Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства неволного от бояр и дворян государевых».
.........
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment