Что, не верите? А ведь права, именно так, со штандартами, маршем проходят горные стрелки-итальянцы по русской земле. Они маршируют мимо памятника фашистам , установленного в тихом городе Россош Воронежской области. Пост сильно запоздалый, ибо памятник стоит уже больше 10 лет, но я узнала только вчера
Click to view
В жиденьком скверике странное сооружение: нечто с пером. Надпись на медной табличке: «От трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братского сотрудничества» (что-то вроде «Через тернии к звездам»), на другой стороне она дублирована по-итальянски.
В войну итальянцы стояли на правом берегу Дона: от Белогорья Павловского района Воронежской области до станицы Вешенской Ростовской области.
Считается, что Муссолини посылал войска на Кавказ, но Гитлер все переиграл, и союзники оказались здесь, в краю станиц и казаков. Итальянцы стояли и охраняли занятые вермахтом земли: отстреливались от красноармейцев через Дон.
Оккупация длилась полгода: в январе 1943-го врага вышибли с территории Воронежской области, и оборванные итальянцы триста километров драпали до Харькова, откуда вернулись в Италию. Этот путь отступления известен у них как «героический прорыв» и tragica ritirata, то есть трагическое отступление: огромная часть итальянцев попала в плен или навсегда сгинула в русских снегах. В нашей истории этот эпизод известен как Острогожско-Россошанская операция.
В 91-м Национальная ассоциация альпийских стрелков (общественная организация, объединяющая ветеранов) решила подарить Россоши детский садик. Строили на пожертвования, деньги собирали по всей Италии, сами возили тачки с цементом.
Но есть пара деталей. Сад построили на том самом месте, где в войну располагался штаб оккупантов. И стройка закончилась в 1993 году, то есть аккурат к 50-летию «героического прорыва». А потом появилась шляпа.
В подвале садика небольшой музей. В нём милые, трогательные и забавные фотографии итальянских горных стрелков , сделанные во время Второй мировой войны. Нет ни одной фотографии, на которой итальянец стреляет в нашего солдата, нет фотографий убитых итальянскими пулями. И нет фотографии девушки, которую эти прелестные стрелки в шляпах с пёрышками закопали заживо
Местные жители вспоминают, что ветеранов на церемонию не пустили: все было оцеплено. А один дедушка, Николай Павлович Зеленский, плакал на лавочке: когда он был маленький, итальянцы в селе Терновка на его глазах заживо закопали учительницу. Дали ей лопату, согнали жителей смотреть, а потом засыпали вместе с пятилетней дочкой. Мать зажимала Николаю Павловичу рот, чтобы не кричал...
Местные предприниматели уже 10 лет добиваются разрешения поставить рядом с итальянским "перышком" памятник погибшим солдатам Красной армии. На свои деньги. Ответ :"Нет"
В 2011-м они начали распространять листовки! «Наши несчастные мальчики были отправлены на фронт без их воли», «россияне, встречавшие на пути своего отступления альпийских военнослужащих, не сталкивались с их агрессией»...
Я, конечно, не сомневаюсь, что власти города разрешили эту вакханаию совершенно бесплатно. Думаю, никому в голову не придёт, что мэр и чиновники получали взятки.
Впрочем, пиши - не пиши, ничего не изменится. У нас сейчас с Италией дружба-жвачка. А самое правильное отношение к итальянским оккупантам выразил Михаил Светлов в своем стихотворении
Чёрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, -
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…
Молодой уроже́нец Неаполя!
Что оставил в России ты на́ поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздо́ком,
Так мечтал о вулкане далёком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землёй Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным учёным изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далёких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не́ жил и не́ был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах…
<1943>
Click to view