Церковь Воскресения на Дебре.

Aug 06, 2017 16:36

На левом берегу Волги, при въезде в центральную часть Костромы стоит эта необычайной красоты старинная церковь.




Это церковь Воскресения на Дебре. Нижняя Дебря - название улицы, идущей вдоль Волги. Когда-то здесь были непроходимые леса, дебри. Теперь лесов нет, а вот название осталось. Церковь на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы.










По преданию, первый деревянный храм в честь Воскресения Господнего был построен еще в XIII веке костромским князем Василием Ярославичем (1248-1276), «мизинным» (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. С XV века в этой местности стал складываться посад, известный в XVII столетии своим кожевенным производством. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков», который вел обширную торговлю кожами и красками и даже входил в состав московской гостиной сотни. Деньги на постройку церкви, как уверяет легенда, были получены неожиданным образом: в одном из бочонков с красками, выписанных Кирилкой Григорьевым из Англии, оказалось золото. Оно и было пожертвовано на возведение храма. Главный его престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Известно, что мать заказчика звали Екатериной, а отец - Григорий - имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова.










На входных воротах церкви - английские королевские символы - лев, единорог вперемежку с русскими персонажами - птицей Сирин и др.































Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадываются под подновлениями 1870 года. На самом деле, осталось всего 2 древних фрески



Отечество. Фреска церкви Воскресения на Дебре в Костроме. 1652



Спас Недреманное око. Фреска церкви Воскресения на Дебре в Костроме. 1652

Резной иконостас церкви прекрасен необычайно!










В Воскресенском храме в течение долгих лет советской власти хранилась самая древняя и почитаемая святыня Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери 1239 года, которой благословляли на царство Михаила Романова.




Сейчас справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного обра­за, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмаля­ми тонкой работы .



Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом поме­щена большая икона этих святых.



Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святи­теля Николая Мирликийского, назы­ваемой «Николо-Бабаевской», с во­семью клеймами.



Чудесное явление иконы произо­шло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотвор­ная святого Николы, - повествует оно, - приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при спла­ве леса), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дуб­раву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»

Кострома, храмы

Previous post Next post
Up