На левом берегу Волги, при въезде в центральную часть Костромы стоит эта необычайной красоты старинная церковь.
Это церковь Воскресения на Дебре. Нижняя Дебря - название улицы, идущей вдоль Волги. Когда-то здесь были непроходимые леса, дебри. Теперь лесов нет, а вот название осталось. Церковь на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы.
По преданию, первый деревянный храм в честь Воскресения Господнего был построен еще в XIII веке костромским князем Василием Ярославичем (1248-1276), «мизинным» (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. С XV века в этой местности стал складываться посад, известный в XVII столетии своим кожевенным производством. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков», который вел обширную торговлю кожами и красками и даже входил в состав московской гостиной сотни. Деньги на постройку церкви, как уверяет легенда, были получены неожиданным образом: в одном из бочонков с красками, выписанных Кирилкой Григорьевым из Англии, оказалось золото. Оно и было пожертвовано на возведение храма. Главный его престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Известно, что мать заказчика звали Екатериной, а отец - Григорий - имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова.
На входных воротах церкви - английские королевские символы - лев, единорог вперемежку с русскими персонажами - птицей Сирин и др.
Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадываются под подновлениями 1870 года. На самом деле, осталось всего 2 древних фрески
Отечество. Фреска церкви Воскресения на Дебре в Костроме. 1652
Спас Недреманное око. Фреска церкви Воскресения на Дебре в Костроме. 1652
Резной иконостас церкви прекрасен необычайно!
В Воскресенском храме в течение долгих лет советской власти хранилась самая древняя и почитаемая святыня Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери 1239 года, которой благословляли на царство Михаила Романова.
Сейчас справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы .
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, - повествует оно, - приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»