До обидного тихо и незаметно произошло одно очень интересное и важное событие. Президент России Владимир Путин встретился и беседовал с одним из руководителей государственной службы, имя которого нечасто попадает в прессу. Нет, этот человек - не тайный агент, хотя по роду деятельности он имеет доступ к секретной информации, и даже может считаться своеобразным «бойцом невидимого фронта». В общем, Путин общался с главой Федерального архивного агентства Андреем Артизовым.
Разговор главы государства с главой агентства носил деловой характер, возможные последствия которого способны кое-где вызвать эффект разорвавшейся бомбы, а кое у кого и детонацию персонального сопла.
Президент сделал негромкое заявление, что им принято решение о рассекречивании множества архивных документов, причём, указ будет подписан в тот же день. Кроме того, Путин сообщил о передаче Росархива в прямое подчинение президенту России, поскольку многие материалы ведомства «представляют особую ценность и имеют мировое значение».
Глава агентства в свою очередь информировал президента, что архивный фонд России хранит 500 миллионов дел, и что «никогда за последние десятилетия плановая, организованная работа по рассекречиванию не проводилась так, как она проводится сейчас».
Ключевой момент - сразу поле рассекречивания архивные документы будут доступны на официальном сайте Росархива, для чего уже создана специальная база данных.
Среди уже рассекреченных архивов - материалы, на которые давно облизывались отечественные и зарубежные историки: 1400 уникальных директив Сталина, распоряжений Ставки, фронтовых приказов, оперативных карт, постановлений и фотографий того времени, еще недавно хранившихся в архивах под грифом «совершенно секретно».
Также с именами и фактами были опубликованы материалы, показывающие - немецкие оккупанты широко использовали националистов для насаждения в оккупированных областях УССР, так называемого «нового порядка».
Можно только искренне порадоваться за историков, пожелать им свежих и интересных трудов, в основе которых будут лежать вышеупомянутые документы, но только рассекречивание коснётся не единой военно-исторической тематики.
Источник, близкий к Росархиву, сообщает любопытные подробности: «Речь, насколько я знаю по информации из архивного ведомства, идет о периоде с 1930 по 1989 года. Там есть дела, простите, стукачей - как и невинно репрессированных, с очень интересными фамилиями. Там будут данные о космических и военных разработках, которые уже можно сообщить. Кроме того, рассекречиваются данные о ходе сражений, приказах и полученной развединформации во время Великой Отечественной войны, так же, как и о межгосударственных отношениях в период войны холодной».
И очень веско добавляет: «Некоторые документы общество удивят. Собственную историю нужно знать, какой бы она ни была».
Архивы имеют долгую память и несут в себе потенциальный заряд не хуже водородной бомбы. Не случайно в нашей стране до сих пор продолжают оставаться засекреченными «дело маршалов» и «дело врачей», длительное время создающих почву для всевозможных спекуляций. Не так давно в Великобритании специальная комиссия разбиралась с архивными документами, чей срок секретности подходил к концу, но на данные о предвоенных контактах британской разведки с гитлеровской СД было решено продлить режим секретности ещё на 50 лет.
Оговорка про «некоторые документы общество удивят» сделана не случайно. В конце 1980-х, как в России, так и в республиках бывшего СССР, на волне «демократизации» к власти пришли самые разные люди.
Можно вспомнить, как в прошлом году эффектно рванул в польской прессе пакет документов, раскопанный Институтом национальной памяти, о сотрудничестве Леха Валенсы (под оперативным погонялом «Болек») в разгар его деятельности на Гданьской судоверфи. Информационный взрыв не оставил камня на камне от имиджа иконы, «поляка № 1», лидера «Солидарности», лауреата Нобелевской премии мира и первого президента антисоветской Польши.
Отныне и навеки Валенса - просто усатый жирный старик, руина ушедшей эпохи, чей позор можно увидеть собственными глазами в виде выставленных всё в том же Институте национальной памяти 17 расписок в получении денег за переданную спецслужбам стук-стук-информацию.
Масса интересных неожиданностей может подстерегать и записных отечественных либералов. Их извилистый жизненный путь во многом схож с путём Валенсы к вершинам власти. К глубокому сожалению, в КГБ не спешили с разоблачением перековавшихся информаторов по многим причинам, среди которых этические были не на последнем месте. Ведь если раскроешь агента, особенно добровольного, то кто пойдёт на сотрудничество? На агентуре, пойманной при совершении неблаговидных поступков и на этой почве завербованных, далеко не уедешь.