Граф Жан V д'Арманьяк как явный прототип сира Джейме Ланнистера

Jun 24, 2017 22:10

Оригинал взят у anna_y в Граф Жан V д'Арманьяк как явный прототип сира Джейме Ланнистера
Папа Жана V был большой интриган и политик Жан IV граф д'Арманьяк. Мама - Изабелла д'Эвре, инфанта Наваррская. Жан V родился у них в 1420.

Все начиналось очень мило: "Он вырос при дворе короля Карла VII, и, не участвуя в интригах отца, верно служил королю. В 1439 г. его действия были решающими при отражении нападения англичан под командованием графа Хантингдона в Гиени и Гаскони. В 1440 г. он остался верен королю во время Прагерии". Однако дальше король и папа Жана-Джейме поссорились, в результате чего после смерти батюшки новоиспеченный граф д'Арманьяк тоже был с королем не в самых симпатичных отношениях. И вообще объявил о том, что возвращает себе старый титул - "милостью Божией граф д'Арманьяк". Что отношений с их величеством, которые единственно могли быть милостию Божией, конечно, не улучшило.

Всего через четыре года после смерти Жана Четвертого Жан Пятый был уже обвинен в насильственном присвоении имущества короля, чеканке монеты против королевской воли и самовольном назначении своего незаконнорожденного брата (не карлика!) Жана де Лескена архиепископом Ошским. Но это бы ему еще сошло с рук, ибо вся знать того времени примерно так себя и вела. Страшный скандал разразился из-за другого.

Жан V соблазнил свою родную сестру Изабеллу д'Арманьяк, даму де Катр-Валле, бывшую на три года его младше и считавшуюся одной их красивейших женщин королевства. И имел от нее сына Жана и дочь Розу. Ничего такого особенно криминального в этом Жан не видел и, как человек простой типа Джейме, обратился за разрешением на брак с сестрой к папе Николаю V. Тот был человек терпимый и вообще гуманист, но тут рассердился и отлучил обоих Арманьяков, брата с сестрой, они же младые любовники, от церкви.

Карл VII попытался вправить Джейме-Жану мозги. Граф Арманьяк получил приказ покориться и жениться на женщине, которую ему укажут. Чтобы уговорить горячего арманьякского парня, к Жану приехали его дядя Бернар д'Арманьяк, а затем и тетка Анна д'Альбре. "Напрасный труд: он отказался подчиниться и с гордостью демонстрировал третьего ребенка, рожденного Изабеллой". Это был снова сын, названный Антуаном. И вообще, сказал Джейме, пошли вы все нафик, у меня разрешение папы есть, - а ну, Серсея, подь сюды, а вы, святой отец мой капеллан, быстренько нас венчайте, или будет больно.

Тут папа рассердился еще больше и отлучил молодоженов от церкви вторично. А еще больше рассердился король Карл VII - и направил против Жана двадцать четыре тысячи солдат с хорошими боевыми командирами. Жан посидел в городе Лектур, но понял, что дело плохо, и рванул в Арагон (юг Франции традиционно дружил с Испанией больше, чем с севером Франции). Причем бежал не как-нибудь, а романтично: вместе с сестрой-женой и по подземному ходу.

Изабелла осталась в Валенсии, а Жан вернулся во Францию и стал вести в Пиренеях партизанскую борьбу (кто бы сомневался). Правда, через некоторое время его таки ж снова выгнали в Арагон.

Поколесив немножко по Европе в поисках союзников и задружившись с дофином Людовиком, будущим Одиннадцатым, Жан отправился в Рим с подложным прощением от Каликста III и заявил, что недурно было бы папе и с королем его помирить. Оп, сказал Каликст, а прощение-то не настоящее. Да? - спросил Жан. - Надо же. Вот и верь после этого людям. А я столько денег заплатил. Безобразие! Коррупция в ватиканских верхах! Каликст для виду наказал пару сотрудников из числа наиболее бесполезных, типа это они сделали и понесут заслуженное наказание, а Жану велел каяться. Весь май 1460 года Жан послушно каялся. Между тем 13 мая за оскорбление величия, бунт и кровосмешение он был приговорен Парижским парламентом к конфискации имущества и пожизненному изгнанию. Во блин, не выгорело, сказал Жан и вернулся в Арагон, где, вероятно, утешился в объятиях Изабеллы.

Но тут в следующем году помер Карл VII. А дофин Людовик, как мы помним, с Жаном задружил. Так что король Людовик объявил графу Арманьяку помилование, и Жан радостно рванул из Арагона в родные южнофранцузские области. Радость его была столь велика, что он в Эньяне - видимо, трава попалась хорошая, - заявил, что, дескать, король обещал сделатьего коннетаблем. Но Людовик намека не понял и коннетаблем Жана не сделал, в результате чего тот сильно обиделся. А езжай-ка ты в Арагон с дипломатической миссией, столько там просидел и все знаешь, сказал вместо этого Людовик. И Жан обиделся еще больше.

В 1464 г. при создании Лиги Общественного блага Жан V верноподданически выразил желание сражаться на стороне короля. И даже собрал для этого на Юге войска. Но тут, как-то так вдруг, оказался совсем даже в Шампани и бодро присоседился к сторонникам Лиги, они же враги короля. Хитрый Людовик, правда, довольно быстро утихомирил Лигу. Жан попросил его простить. Прощаю, сказал Людовик. Более того, даже женю. На своей сестре. Марии Савойской.

Где была в это время Изабелла, не совсем понятно; но Джейме слабины не дал и на сестре короля и не подумал жениться. Тогда Людовик предложил бравому молодцу жениться на ком-нибудь другом. Но тут уже взвилась знать с сообщением, что за кровосмесителя дочек замуж отдавать не хочет. Согласился только южанин Гастон IV де Фуа, предложивший Арманьяку в жены свою дочку Жанночку. Жан согласился, но, похоже, больше из соображений политических: младший и мятежный брат короля в это время стал правителем Гиени на юге Франции; да плюс к нему южане де Фуа, да тут же еще и южанин Арманьяк... неплохая выходит компания.

Из тех же соображений против свадьбы начал резко выступать Людовик - кому хочется иметь под боком такое змеиное гнездо? Но как только король стал против, Жан резко сделался за - и в августе 1469 года в его любимом Лектуре свадьбу отпраздновали.

Опятьтаки непонятно, где была Изабелла. Видимо, любовь уже прошла, а помидоры завяли.

...! - сказал Людовик и по примеру папы Карла послал на Арманьяка очередную армию. В тысячу четыреста копий, десять тысяч вольных стрелков, и вообще "снабженную кое-какой артиллерией". Лектур в очередной раз взяли, Жана в очередной раз заочно приговорили за оскорбление величия и государственную измену к конфискации владений... но тут младший брат короля Карл Французский, правитель Гиени, вернул все Жану обратно, и Людовик остался против змеиного гнезда.

Но Людовик сам был круче всякого змеиного гнезда. И когда он сердился, это было умри все живое. Братец Карл Гиеньский как-то очень кстати и скоренько помер - 28 мая 1472 года. Теперь Жан V Арманьяк остался один против короля. Последовательный Людовик послал на юг своего зятя, мужа дочери Анны Пьера де Бурбона, он же Пьер де Боже. Со свежими силами. Жан запросил пардону и получил от королевского зятя охранную грамоту для поездки в Париж и покаяния дачи личных объяснений.

Людовик, однако, грамоту не подтвердил. Жан понял, что запахло жареным. Он собрал "преданных своему дому людей" и захватил свой любимый Лектур вместе с Пьером де Боже и его офицерами, которые там удобно расположились. Четыре месяца Жан, чувствуя себя в своей стихии, героически оборонял Лектур.

К марту 1473 года Людовик подтянул к городу мощную артиллерию и вообще свежие силы (он как раз срочно замирился с Бургундией и Бретанью). Начались переговоры. 4 марта соглашение было подписано. Жан милостиво согласился почетно капитулировать в обмен на специальное разрешение на поездку к королю, с максимальными гарантиями его (Жана, а не короля) безопасности.

Но Людовик Одиннадцатый был далеко не его папа Карл VII. 5 марта 1473 года Жан освободил пленников и передал людям короля цитадель Лектура. А 6 марта 1473 г. королевские войска типа совершенно спонтанно и вообще случайно ворвались в город (с криками "бей!бей!", как же иначе) и убили Жана во время стычки. "И не было такого вольного стрелка, который не вырвал бы хоть волос с его головы!"

Голый изуродованный труп Жана волочили по улицам. Город был разграблен по полной программе. "Не осталось никого, ни церковника, ни дворянина, слуги Арманьяка, кто не был бы пленен, связан по рукам и ногам, и с кого не потребовали бы большого выкупа, и многих убили".

Но это еще не все. К графине Жанне, законной супруге Жана V, заключенной в замок Бюзе по Тулузой, явились два посланных короля с аптекарем, которые "ласковыми словами и хитрым обхождением принудили ее выпить некое снадобье, так что через несколько дней она исторгла из себя прекрасного младенца мужского пола".

В общем, Людовик XI на мелочи не разменивался.

Жанна умерла через три года, в 1476, и в том же году умерла Изабелла. Не следует, однако, думать, что умерли вообще все. Три бастарда от сестры у Жана остались, и все они солидно пережили родителей.

А именно.
1) Жан, бастард д'Арманьяк, сеньер де Камбулан. В 1507 г. женился на Жанне де ла Тур (тайно). Умер в 1516 году.
2) Антуан, бастард д'Арманьяк. Умер где-то между 1485 и 1501 гг.
3) Наконец, Роза, бастарда д'Арманьяк ; в 1499 г. вышла за Гаспара де Вильмюра, барон де Пайле. Умерла в 1526 году.

Все.

история Франции, Игра престолов

Previous post Next post
Up