Пролетарская революция дворянской направленности -2

Sep 30, 2014 12:34



Ещё пару слов о пролетарской культуре и дворянском политесе.
19 сентябрь 2014 г. в 19:33
Уже после Октябрьской Революции и аж до 1923 года в Советской России существовало скаутское движение. Это было отражено не только в прессе тех лет, но и в литературных произведениях, посвящённых классовой борьбе эпохи раннего НЭПа. Кроме того, образ скаута присутствовал в некоторых детских кинофильмах 1950-х - 1970-х годов, как антипод юному пионеру. То были сынки богатеев-нэманов или же отпрыски так называемых "бывших", то есть дворянчиков и буржуев. Причём! Скаутов неизменно изображали лощёными, сытыми и одетыми в красивую форму, тогда как первые пионеры и их товарищи из пролетарской среды всегда показывались босыми, грязными, в отцовских будённовках и непременных тельняшках, которые полагалось донашивать за старшими братьями - революционными матросами.

Но время шло - пролетарии, научившись сморкаться в батистовые платочки, предпочитать Мольера и Бетховена, а также вальсировать в колонно-барочном ДК имени Пролекульта, сильно изменили свои вкусы. Их детям тоже предложили писать сочинения об исканиях дворянина Онегина и - носить... чуть изменённую скаутскую форму. Гайдаровский Тимур - поведенчески типичный скаут, как их изображали в 1920-х. Он чистоплотен, надменно-величав, но - снисходителен. Всё, что делают герои повести и фильма - это типичный скаутинг, только без Веры в Бога, которая была обязательной для скаута. А вот Мишка Квакин - он, типичный пролетарий с желанием экспроприировать и бить морды, с кепочкой-малокозырочкой и расхристанными телодвижениями. А прошло-то всего 15 лет! О чём это я? О том, что "пролетарской культуры" не бывает - есть только дворянско-разночинная. А случай со скаутами-пионерами - просто вспомнился, когда я нашла фильм "Красные пчёлы" (1972), который смотрела в детстве и считала скаутов - малолетними фашистами.

Галина Иванкина
Previous post Next post
Up