Вообще этот пост должен быть первым. Изначально,я не собирался жужить. Сначало поволокло ,а потом и заволокло.Но именно про свои род/племя меня подтолкнул пост единородца Балыкчи.А точнее не пост,а то как он изучает свой род.
Итак,обратимся к вики.Благо я туда сам,наверное основное скидывал.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%80Самоназвание
Мурзалар (
башк. Мырҙалар) - племя в составе
айлинской группы
башкир. Второе название мурзаларских башкир - Улэштэ (
башк. Өлөштө). .
Если переводить на русский язык мурзалар,означает князья(мурза).Но боже упаси,на княжество я не претендую.Да и татарские земляки меня за это заклюют.НУ по крайней мере,прецеденты были.Другое название,улеште(Өлөштө)-это производная от улус(улуш).Часть вотчины,своей земли.Еще одно объяснение,как у многих тюрских и не только народов, по имени вождя-Мырзабека
В Средней Азии и Казахстане имеются аналогии и другим
айлинским родовым названиям: ср. башк. мырҙалар и род мир-
загул в составе казахского племени аргын (Семенюк, Моржанов,
1961, стр. 185), подразделение мырзагул - локайского рода эсен-
ходжа (Кармышева, 1959, стр. 9). В составе того же локайского
рода имеется подразделение алтмыш - очень редкий этноним
у тюркских народов, имеющий в данном случае аналогию у ай-
линских башкир: алтмыш-колак.
Предания
В старинумы назывались сырдарьинскими башкирами.Предки наши жили в местности Каип [Кайеп]на берегу Сыра. У одного из богатых предков потерялись серый конь [бу ат], резвая кобылица [байтал]икрасавица дочь Гаделбану. На поиски отправились трое юношей. Они долго шли по следу и недалеко от Тургояка нашлидевушку. Следы лошадей вели дальше наУрал; юноши прошли верховье Яика ипришли на р. Аи. Здесь они были очарованы красотой и богатством природы: густыми лесами, реками,долинами. Людей в тех местах не было.Юноши одну реку назвали Аи, другую - Узян (т. е. Юрюзань. - Р. К.), горумежду ними - Благословенной [Квдрэт-тау].На берегу небольшой речки они нашли обеих лошадей и вернулись на Сырдарью. Юноши рассказали об увиденныхземлях и весь род, все сырдарьинские башкиры переселились на Урал. Среди переселившихся был Мырзабек [Мыр?а-бэк] -предокмурзаларцев, Имса - предок тырнаклинцев, его брат Тумса - предок айлинцев» 5. Хотя предания заметно варьируются, все они называют древней родиной айлинскихбашкир берега Сырдарьи или другие районы Средней Азии. Лишь в некоторых исторических сказаниях племени мурзаларупоминается о приходе предков с Алтая или из Монголии6
Хотя Кузеев Р.Г. считал,что мурзаларцы относились к айлинцам чисто в военно-союзническом отношении.Возможно днк исследование прольет свет на это.
Родовой состав(Родовые подразделения:
аксыуаш •
балтагул •
баркылдак •
бишей •
бурес •
ятимдэр •
казак •
кузгун •
кутлусура •
кутлу •
кырзы •
мангул •
миндияр •
сипай •
сулпы •
сырзы •
таз •
тавир •
тау •
тунгатар •
шайтан)НУ тут тоже дело темное.Эти названия сейчас трудно связать с конкретными аулами.Хотя аксуаш это переселившийся род в Челябинской области.Бишей,бурес(волки)-род аула Бишевлярово.Таз(лысый)-Яубуляково.В моем Ташауле-Аю(медведь)У каждого рода были свои родовые знаки.но у племени была своя "система" опознавания свой/чужой.Тамга-
(лук со стрелой и без оной),оран(боевой клич)-hандал(наковальня),птица-аккош(лебедь),дерево-Тирэк(тополь,черемуха)Тамга старшин Ташаула
Расселени и немного этнической истории.
Предки мурзаларцев входили в состав союза
печенежско-
огузских племен
сырдарьинских и
приаральских степей VII-IX вв. На
Южном Урале мурзаларцы первоначально заняли территорию водораздела рек
Ай,
Белая,
Яик (Урал),
Уй,
Миасс. Под давлением
табынских родов в конце XV в. мурзаларцы и остальные айлинцы переселились на северо-восток современного Башкортостана (Айско-Юрюзанское междуречье). К Российскому государству присоединились под руководством Курсай бей батыра. Современные мурзаларцы в основном проживают в Салаватском районе: Мурзалар-Мечетли, Кусепей, Ахун, Ильтай, Мусат, Бешевляр, Яубуляк, Куселяр, Аркаул, Махмут, 1-е Идельбай (Бадрак), 2-е Иделбай (Бадрак), Ташаул. Ара Аксыуаш переселилась в первой половине XVIII века в Челябинскую область, дер. Аксыуаш (Аксыуаш Корткасыков видный предводитель восставших мурзаларцев 1735-1740 г.г.), а также в смешанных населённых пунктах (курорт Янгантау, Чулпан, Саргамыш, Комсомол, Урмантау, в районных центрах Месегут и Малояз и т.д.)
Кузеев:
В списках XVIII в. племена мурзалар, дуван, кошсо, сызгы
и упей обычно перечисляются в составе айлинцев наряду с собст-
венно айлинскими родами (гл. II, табл. 3, 4). Но в их правовом
положении было существенное различие. Айлинские роды - аи,
1
Ряд айлинских племен и родов имеет по несколько названий (см.
табл. 1).
194
тырнаклы, каратавлы, туркмен, сарт-айле владели частью общей
айлинской вотчины. Племена дуван, мурзалар, кошсы, сызгы и
упей, напротив, выступали перед царской администрацией само-
стоятельно и являлись владельцами оставленных «дедами и пра-
щурами» родо-племенных вотчин. В состав айлинской тюбы
(МИБ, 1949, стр. 500) они входили лишь политически, по инер-
ции давних союзных отношений. Впрочем, уже в XVIII в. это
было анахронизмом, данью навсегда утраченным традициям.
П. Паллас и И. Лепехин, например, зафиксировали в северо-вос-.
точной Башкирии положение, которое отчетливо просматривается
и по нашим материалам: айлинцами считали себя лишь собст-
венно айлинские роды и небольшие группы башкир по среднему
течению р. Аи. Остальные башкиры Уфимского плато называли
себя по имени того племени или рода, к которому они фактически
принадлежали, что отражено в табл. 1.
Район расселения айлинской группы башкир в XVII-XIX вв.
и т. д. Наиболее выразительным является следующее айлинское ска-
зание, известное также мурзаларцам: «В старину мы назывались
сырдарьинскими башкирами. Предки наши жили в местности
Каип [Ҡәйеп] на берегу Сыра. У одного из богатых предков
потерялись серый конь [буҙ ат], резвая кобылица [байтал] и кра-
савица дочь Гаделбану. На поиски отправились трое юношей. Они
долго шли по следу и недалеко от Тургояка нашли девушку.
Следы лошадей вели дальше на Урал; юноши прошли верховье
Яика и пришли на р. Аи. Здесь они были очарованы красотой и
богатством природы: густыми лесами, реками, долинами. Людей
в тех местах не было. Юноши одну реку назвали Аи, другую -
Узян (т. е. Юрюзань. - Р. К.), гору между ними - Благословен-
ной [Кѳҙрәт-тау]. На берегу небольшой речки они нашли обеих
лошадей и вернулись на Сырдарью. Юноши рассказали об уви-
денных землях и весь род, все сырдарьинские башкиры пересели-
лись на Урал. Среди переселившихся был Мырзабек [Мырҙа-
бәк] -предок мурзаларцев, Имса - предок тырнаклинцев, его
брат Тумса - предок айлинцев» 5. Хотя предания заметно варьи-
руются, все они называют древней родиной айлинских башкир
берега Сырдарьи или другие районы Средней Азии. Лишь в не-
которых исторических сказаниях племени мурзалар упоминается
о приходе предков с Алтая или из Монголии.
риторией были сырдарьинские и приаральские степи.
См следующую