Кино и война

Jul 16, 2021 23:41

Давайте так, товарищи, про ВОВ снято какое-то вербально неописуемое количество трэша. Но вот за последние несколько лет у меня выделилось три фильма, которые мне в среднем прямо нравятся - и которые бы я, пожалуй, скорее рекомендовал бы посмотреть - если не для восторга, так для интересу, общего понимания культуры кругом и некоторого удовольствия. Давайте я попробую про них вкратце сформулировать мнение. Кто ещё не смотрел и боится спойлеров - дальше не читайте.

Пункт первый. Ну конечно, "Крепость".

Общий смысл: просто посмотрите на войну. Очень страшно.

Я не очень понимаю, откуда у режиссёров нашлось угара и воли этакое вот снять. Это совершенно незамутнённо жуткая картина современной войны и того, что и как она делает с живыми людьми, попавшими под её каток. Я после этого здорово понял, почему именно для многих Брестская крепость - это такое почти сакральное место. Это история про некоторые человеческие жизни, на которые обрушилась направляемая чужой злой волей стихия, сравнимая с землетрясением или потопом, и начала их планомерно уничтожать. Героизм этих людей тут - просто в том, что они нашли в себе какие-то силы не просто лечь, зарыдать и сдохнуть, а пытаться что-то сделать... ну, хотя бы что-то... чорт, нет, ничего не вышло. Все мучительно умерли. Добро пожаловать в ад на земле, сделанный людьми для людей. Это великолепная история сокрушительного начала вот ТОЙ войны - войны, к которой никто не был готов, потому что не может же такого быть. И сквозь фильм это идёт такой проходной постоянной темой - МЫ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ, потому что, массаракш, НЕЛЬЗЯ быть к такому готовым.

И, господи, какие персонажи. Мрачный майор, который Всем Же Говорил. Комиссар - боженьки, комиссар! "Я комиссар... Коммунист... Еврей". Лучший коронный момент в отечественном кино вообще. Несчастный шофёр. Мальчик, который выжил. И жуткий, жуткий этот, вымораживающий хриплый голос радиста: "Я Крэпасць. Держу абарону. Жду падкреплення..."

Ложка дёгтя. Я не очень понимаю, в чём смысл сцен "из современности", где выживший из крепости мальчик, став дедом, типа рассказывает эту историю внуку. То есть идея была бы хороша... если бы "дед" не гнал шаблонно-патриотические речи с канцелярскими формулировками. Это очень неприятно контрастирует с насквозь, до ужаса искренней "основной" линией. Рекомендую проматывать, что ли.

Пункт второй. "Панфиловцы", однако.

Общий смысл: лучшая экранизация Warhammer 40000, которую я видел в жизни.

Если "Крепость" - это такая очень правдивая картинка войны, то вот это - это качественный, яркий, сочный Военный Миф. И тут совершенно уже неважно, где именно происходит дело, и было ли их на самом деле двадцать восемь или двести двадцать восемь - суть в некотором особом настрое, и этот особый настрой с большой любовью сделан. Саспенс нагнетается превосходно, работа оператора выше любых похвал, сценография выверена до ниточки и волоска, техника играет чуть ли не лучше людей, природа вокруг участвует в действии в полной мере - весь этот фильм одна большая очень хорошая работа. В сущности, все тоже гибнут, но совсем иначе - это действительно скорее такая история про "вечного героя", архетип осаждённого города. Не напрасно в начале фильма солдаты обсуждают байки про войну, в которых угадываются спартанцы и семь самураев, простигосподи - на обще-мифологическом фоне это даже уха не режет. В сущности, это действительно похоже на Вархаммер, или Толкина, или любую другую высокую героическую фэнтези - просто в понятном для нас кодовом антураже. Почему нет. Почему бы и нет. Эта война - это действительно важнейшая часть нашего культурного мифа, я не готов осуждать людей, которые так её воспринимают - по крайней мере, пока это существует параллельно с другим подходом - вот таким, как в "Крепости".

Ложка дёгтя - и немалая. Ребята. Кто пустил в съёмочную группу руссо-патриото-физиономио-национале? Когда за весь фильм НИ РАЗУ не звучит слово "советский", зато русские сражаются за россию потому что русское отечество народ родина русские мы русские Россия русская страна МЫ РУССССКИЕЕЕЕЕЕЕ!! Самый чудовищный в этом смысле момент - разговор следующего содержания: "Ну мы им покажем, что значит РУССКИЕ!! - Вообще-то я казах. - А что, казахи не русские, что ли? и вообще, мы ЗА РОССИЮ сейчас сражаемся! Сражались бы за Казахстан - показали б им, что значит казахи".

ШТО? Вообще-то в этот момент, там и тогда, они уже сражаются и за Казахстан тоже - потому что Россия и Казахстан и Дагестан и Сахалин в это время представляют из себя единое целое под смертельной угрозой. Это какое-то диковатое обесценивание очень ценной штуки - и именно в контексте поголовно почти азиатской Панфиловской дивизии смотрится очень странно. В общем, видите начало долгой патриотической речи - выключайте звук, фильму это больше поможет, а не помешает. Да и в целом можно звук выключить и пустить саундтрек из Two Steps from Hell.

Пункт третий, внезапный. "Рядовой Чээрин" производства компании "Сахафильм".

Общий смысл: Наградите якута чеканной медалью... чеканной медалью, о-о-о...

Снятый в Якутии якутами для якутов фильм про якутского охотника, посланного малой родиной на помощь родине большой. Бюджет 5 копеек и шкура оленя. Любви - море. Чудная традиция советских-то ещё авантюрно-комедийно-героических фильмов про войну в духе "Небесного тихохода" продолжена здесь в полной мере. Снайпер-якут устраивает дьявольскую дуэль навыков и характеров с вражьим снайпером, хладнокровным арийским профессионалом; попав в плен, мастерски играет дурачка в духе Гжегожа Бжентиштикевича; использует родное наречие для передачи секретной информации в штаб - там два якута, один в поле, другой в штабе, ПОЮТ ПО РАЦИИ ПО-ЯКУТСКИ О ВРАЖЕСКИХ ТАНКАХ. Главный герой - отчётливо обладает лёгкими сверхспособностями, но ему это идёт. Я вообще считаю-таки, что он просто ведьмак и у него на самом деле две снайперских винтовки - одна для людей, другая для фашистов. Для любителей постмодерна - обучая приятеля снайперскому делу, наш якут излагает чуть видоизменённое "Кредо Стрелка" из "Тёмной башни". В общем, это делалось с удовольствием, окопы снимались во дворе дачи режиссёра (literally!), актёры (среди которых, кажись, почти ни одного профессионала) получили тьму удовольствия в процессе, а я провёл два веселейших часа, это смотря.

Ложка дёгтя. Эээ... никаких ложек дёгтя. Идеальный фильм! Офигенно талантливые якуты В ФОРРРРМММЕ! Но серьёзно, посмотрите это. Я считаю, что у якутского кинематографа большое будущее, если они вот так шикарно начали свой путь в большое кино.

Суммируя: я вижу здесь три подхода к войне. Реалистически-жёсткий. Мифопоэтический. Героико-приключенческий. Мне кажется, что все они по-своему ценны и заслуживают развития в куда большей степени, чем угрюмые попытки сыграть в Концепцию и Идею.

libra

Previous post Next post
Up