Я смотрю кино. Типа кино. Ютуб-фильм. Снятый при поддержке и консультации той самой всеми любимой Шульман с её постоянным участием. Прооооо Николая I и его эпоху. Популяризация истории и социологический анализ. Многие хорошие люди прям ОЧЕНЬ хвалили, отзывы зашкаливающе восторженные местами
(
Read more... )
С уважением,
Антрекот
Reply
И плюс к тому - мне кажется дичайшей, почти неприличной натяжкой выведение современности из 1840-х. С тех пор утонуло два континента и сошло с орбит пять лун.
Reply
Вот это очень, очень характерная реплика. Ибо сплошные эмоции и красивые метафоры - и никакой, кажется, возможности предъявить не то что утонувшие луны и сошедшие с орбиты континенты, а даже и убедительные различия. Потому что различия субъективны и сходство тоже.
(Буду очень, очень рад прочитать таки, чем Россия XIX века вот настолько принципиально отличается от России начала XXI с точки зрения уважаемого топикстартера. Мне вот правда очень интересно, какие различия считают важными, а какое сходство второстепенным. При этом фильм, послуживший поводом, я не смотрел и едва ли соберусь).
Reply
Reply
1. Любое масштабное событие полностью меняет фундамент, после него нужно рассматривать систему как новую.
2. Национальный состав России за два века изменился принципиально.
3. Социальная структура - тоже.
Это уже ответы, спасибо, но у меня они вызывают новые вопросы:
1. Вот тут я переспрошу - правда? Вы действительно так думаете?
2. Какие именно изменения национального состава Вы считаете принципиально изменившими функционирование российского государства и общества?
3. Считаете ли Вы возможным и целесообразным проводить параллели не между сословиями тогда и "условными сословиями" сейчас напрямую, а между, например, способами получения пресловутой обратной связи на свою работу ... ну, скажем, полицией тогда - и полицией сейчас? Или градоначальником тогда - и сейчас?
4. Это бонусный: если параллели (по-Вашему) настолько нелепы, то почему они (даже Вам) кажутся настолько похожими на настоящие? (поскольку Вы переживаете, что несведущие-де обманутся)?
Reply
Reply
..Замечу только, что я могу привести примеры ситуаций, когда основной тренд нельзя понять по данным, не упростив ситуацию почти до абсурда. А детали приходится разглядывать и сличать уже потом. Но это в моей области, не в истории, так что это не довод, а надуманная параллель, смайлик.
Reply
Появление общности "советский народ" и её развитие до уровня (почти) соответствующего гражданской нации. На самом деле почти уникальная в истории ситуация (не совсем уникальная, но точно раз-два и обчелся).
Считаете ли Вы возможным и целесообразным проводить параллели не между сословиями тогда и "условными сословиями" сейчас напрямую, а между, например, способами получения пресловутой обратной связи на свою работу ... ну, скажем, полицией тогда - и полицией сейчас? Или градоначальником тогда - и сейчас?
Вот тут ИМХО но полиция/градоначальство по обратной связи и отношению к "податным" тогда, можно сравнивать разве что со служебным/социальным собаководством сейчас. И то права животных сейчас делают эти сравнения немного некорректными. Это совсем другой мир был, как мне кажется.
Reply
По поводу отношения в XIX веке к податным как к служебным собакам - решительно считаю чушью зеленой, хвостатой.
Reply
Тут скорее личное ИМХО. Но очень много того, что мы сейчас считаем нормой по умолчанию, это далеко не норма не только для 19 века, но и даже для века 20го за пределами СССР. Особенно бытовые свободы в этом качестве показательны (которые не про власть, а про жизнь как бы.).
По поводу отношения в XIX веке к податным как к служебным собакам
Ну тут я конечно приукрасил и указал скорее крайний случай, но некоторые действия "хозяина земли русской" навевали подобные мысли даже в начале 20го.
А во времена до "А2" при крепостном праве... С чем еще сравнивать?
Reply
Вы вот сейчас серьезно? Россия 19 века отличается от России 21 века приблизительно всем. Ничего что мы сейчас в основном городская страна (городское население 74 %)? Ничего,что мы сейчас худо-бедно выученная страна (хотя бы в школе учились практически 100 % населения)? Ничего, что подавляющее большинство из нас не только лично не пахали землю, но и даже лично не видели как это делается, только по телевизору? Большинство даже дворян 19 века сами не пахали землю, но хотя бы это видели. В конце концов ничего,что наше общество сделано не бабушкиными сказками на завалинке, а телевизором или если угодно медиа?
Reply
Reply
Reply
Reply
Неважно. Они ан масс верили в бога (ну как могли), а мы ан масс нет.
>По второму пункту можно отметить, что значительная часть населения все равно занята - так или иначе - обслуживанием этой добывающей отрасли и занятого в ней меньшинства, прямым или косвенным.
То есть занята в третичном секторе. Ну так занятый в третичном секторе он по всему миру приблизительно одинаковый, что в США, что в Китае. Какая разница, что конкретно обслуживает третичный сектор? Офисный сиделец Ваня и офисный сиделец Джони занимаются одним и тем же.
Reply
Различия между нами и людьми XIX века, конечно, будут - но _в некоторых случаях_ ими можно пренебречь. Дальше нужно смотреть, в каких именно случаях оправдано обобщение.
2. При сравнении экономик нынешней и прошлой неизбежно встанет вопрос, куда деть разросшийся третий сектор. Посмотреть, кого именно он обслуживает, и приписать его долю туда - прием вполне допустимый, если уж понадобилось сравнивать.
Reply
Leave a comment