У меня какой-то дичайший кринж от нашего литературного подхода к собственной истории.

May 26, 2021 15:03

Что ни читай: хоть исторический роман, хоть фэнтэзи или фантастику на историческом материале, хоть "магический реализм" от отечественных авторов - ощущение неизменно: в головах у авторов как будто есть два стула, и на одном из них, как и положено, изготовленное к бою древковое оружие, а на другом - эрегированные репродуктивные органы.

Первый стул состоит из какого-то лютого безумного радужного патриотизма на грани неадеквата. Ура мы ломим гнутся шведы, можем повторить, не можем не повторять, сияющие Русичи в Бармицах и Шеломах превозмогают печенежско-фашистские тёмные полчища.

Второй стул сделан из уныния и отчаяния. В безысходном мраке русской действительности в грязи и отходах копошатся несчастные изуродованные своим скотским положением люди, мучительно пытающиеся выжить на фоне абсолютного насилия и ужаса, и так было и будет всегда.

Причём это, кажется, не столько явление нового времени, сколько общая тенденция.

Причём очень видно такое, что ли, погружение в эту модель... Ну вот есть какое-то событие, которое всё ещё сохраняется в памяти современников. Например, Великая Отечественная для автора из шестидесятых-семидесятых годов. Про это всё ещё пишут нормально, со своей долей восхищения и своей долей ужаса. Но стоит той же Великой Отечественной начать погружаться собственно в историю - и понеслась душа по кочкам: нынешние авторы, уже не заставшие войну воочию, чётко делятся на вариант "святая Русь как один человек под алым знаменем ПОБЕДЫ" и вариант "в грязи и вшах без оружия кроме лопат под огнём собственных заградотрядов". За уникальными исключениями типа сценаристов "Брестской крепости", но они чуть ли не одни на этой льдине.

Гайз. НО ПОЧЕМУ? Я довольно много времени провёл за втыканием в нашу историю, и у меня от неё складывается стабильное ощущение, что она... you know... нормальная? В смысле, по общему уровню как славы и веселья, так и кровавой долбанины не сильно-то отличается от истории многих других европейских и азиатских стран и культур? Почему нельзя писать про Россию в духе Дюма, Скотта, Дрюона, Симмонса?

Это выглядит как какой-то странный извод нарциссизма. Либо мы НЕВЕРОЯТНО крутые и сияющие, либо мы НЕВЕРОЯТНО несчастные, убогие и жалкие; как будто ключевое слово здесь - ''невероятно". Даёшь искажение в любую сторону, лишь бы не признать, что мы в сущности вполне похожи на других людей.

philosofia, malkav, libra

Previous post Next post
Up