Другая Греция

Feb 13, 2020 23:09

Как мы воспринимаем греческую религию? Мы воспринимаем её по Гесиоду. В лучшем случае. В худшем - по сочинению Куна Н.А., прекрасному и очень образовательному, кто бы что спорил ( Read more... )

theoanalysis

Leave a comment

maoist February 13 2020, 22:12:01 UTC
> Зевс - Ζεύς, *dzewus, "дэв"
--------------------------
Нет, от *Dyēus "небесный"

> Я прямо очами души своей вижу, как его культ (в привычном нам виде) приносится и устанавливается такими агрессивно-весёлыми ребятами на боевых колесницах, которые приходят через Фермопилы в ещё-не-Грецию, и за их спинами поднимается к небу дым от жжёных полей и паническое гагаканье уестествляемых гусей. Здравствуй, орда, прощай, изысканная поздняя бронза.
---------------------------
В эпоху изысканной поздней бронзы (= микенская эпоха) Зевс (Di-we) уже был известен. И боевые колесницы это как раз микенская тема, а пришедшие на ее руины "дорийцы" особо ими не пользовались

Reply

anairos February 14 2020, 08:12:08 UTC
Кстати, интереснейшая ловушка для лингвиста-любителя. Латинское deus и греческое theos мало того что звучат похоже, но и значат одинаково "бог вообще". Однако же они ни разу не когнаты, и аналогом deus-а будет как раз Зевс. Дьеус-патар, Отец Богов, которого римляне сократили до Юпитера.

Впрочем, ещё веселее вышло с душой. Все слова, обозначающие душу и дух -- что в славянских языках, что в греческом, что в германских, что в латыни -- восходят к разнообразным индоевропейским корням со смыслом "дыхание, дуновение". Дофига было этих корней в индоевропейском языке, надо сказать.

Причём в иврите и китайском, хотя они ни разу не индоевропейские, то же самое. Только японцы отличились, у них слова, обозначающие душу, восходят к корням со смыслом "круглое" и "светящееся".

Reply

elven_gypsy February 14 2020, 17:17:13 UTC
А кто восходит-то? Кокоро?

Reply

anairos February 14 2020, 17:25:48 UTC
Нет, тама. Буквально значит "шар".

Reply

elven_gypsy February 15 2020, 08:44:42 UTC
А, так это другое...

Reply

anna_bpguide February 19 2020, 06:37:59 UTC
lélegezni дышать
lélek душа
венгерский, т.е. финно-угорский

Reply

anairos February 19 2020, 07:03:42 UTC
ВотЪ. Это явно какое-то общечеловеческое представление. Тем интереснее, что у японцев не так. У них душа -- круглое сияние, которое испускает человек, демон или бог, и связана она не с дыханием, а со способностью мыслить и двигаться.

Reply

anna_bpguide February 19 2020, 11:00:16 UTC
хитрые какие

Reply

kalinzar February 19 2020, 05:44:02 UTC
+1

Reply

ianegramoten February 19 2020, 11:33:12 UTC
вроде бы по современным представлениям "дорийское вторжение" вообще сомнительно
в другую эпоху археологи четко различают
- вот византийцы-"греки"
вот поселок набижавших славян
вот поселение набижавших авар
а со специфическим дорийским культурным слоем - проблемы

Reply


Leave a comment

Up