На самом деле, всё просто. Сперва берёшь и формулируешь свой личный набор этических блоков и моделей. Что ты - вот на самом деле ты - готов считать для себя хорошим и плохим
( Read more... )
прагматический прогностицизм-то есть. просто встать по середине улицы и посрать вам будет слабо, вот вам и этика. и не говорите, что так уже делали, хотя когда-то может и делали я не удивлюсь )
Так последствия сранья посреди улицы (менты заберут), равно как и рубки старушек (менты посадят) сильно превышают выгоды от этих мероприятий. Cобственно Раскольников как раз типчик "этически озабоченный".
Где-ж здесь этика - это просто следование выгоде. Вообще говоря следовать общепринятой (а не личной) морали как правило выгодно (ну или не следовать невыгодно, что тоже самое в общем). Но именно как правило, а не всегда:
Ну вот этот спецназер, который за кого-то вступился и получил "гроб красивый" - это вполне в духе общепринятой этики (и его собственно тоже думаю) - но очевидно невыгодно и просто опасно.
Скажем просто вызывать милицию - не опасно (и тоже "этически правильно"), но тоже невыгодно - придется по ментовкам и ездить и показания/опознания давать.
А выгоднее всего просто пройти мимо, по возможности дальше и потом никак на поиски свидетелей не отзываться.
Этика per se это то, на основании чего мы принимаем решение. То, что считаем выгодным, если угодно. Религиозный человек считает выгодным не грешить, коммунист считает выгодным разрушить капитализм, студент считает выгодным убить старушку.
Выгода все равно для чего то. Подольше пожить, меньше проблем поиметь, больше возможностей, интересных нам игр. Для чего выгода, что мы выгадываем в итоге-то?
Игнорирование выгоды просто обычно приводит к непрятностям в конечном счете. Но этика как раз только для того и существует, чтобы "подправить" прагмати"ческое индивидуальное поведение в интересах общества. То есть пока зазора между выгодно и этично нет и разговаривать не о чем.
Ну и опять же - прагматика для меня не имеет предписывающей силы. Я вовсе не обязательно веду себя так как выгодно. Я веду себя так как хочется, хотя естественно сообразуюсь с последствиями. А этика - именно штука предписывающая.
Ну на другом примере - модных ныне "самоидентификаций" и "выборов" - ну вот я скажем по объективным свойствам русский (по общепринятым критериям), но для меня это никакой инструктивной силы не имеет. Я вовсе не считаю нужным "вести себя как русский" (чего требуют обычно сторонники идентичностных теорий) ("русский" понятно можно заменить на "гражданин чего-то там" или "цивилизованный человек" или что еще).
Ну вы набили чучело этики и победили его. Но этика это не предписывающая сила, она вполне творческая. Мораль - предписывающая.
"Я подхожу к решению проблем сообразно тому, что вижу в моменте когда подхожу к проблеме исходя из своей выгоды так как я ее понимаю." Это на самом деле очень конструктивная и симпатичная этика.
Вообще любая статичная этика становится моралью и пародией на себя. По сути исходный пост про это.
Я на деле вообще не понимаю зачем мне этика (равно как и всякие идентичности). Я не вижу смысла ни в представлении о "должном поведении" (пусть и внутреннем - тем по вашему этика и отличается от морали) - более того старательно из себя условные рефлексы привитые воспитанием на эту тему вытравливал, ни тем более - в руковоствовании им.
Ну не нужен мне "нравственный закон унутре меня".
Но вопрос собственно о другом - я с этим не попадаю в классификацию топикстартера.
// Cобственно Раскольников как раз типчик "этически озабоченный" //
Точно, этика стала ужасным грузом, который обрушился на людей морали. До индустриализма самокопания были привилегией обычно военизированной знати, которая имела возможность сбрасывать напряжение, безнаказанно убивая. А тут обычные люди получили доступ к последним (тем и страшным -"проклятым") вопросам, но без возможности решать их по-старому.
Reply
но старушку пока не убили-с
Reply
Reply
спрогнозировали, оценили усилия-выгоды и приняли решение.
если это не этика, то хз что такое этика
этика это про способ принятия решений и всё.
Reply
Ну вот этот спецназер, который за кого-то вступился и получил "гроб красивый" - это вполне в духе общепринятой этики (и его собственно тоже думаю) - но очевидно невыгодно и просто опасно.
Скажем просто вызывать милицию - не опасно (и тоже "этически правильно"), но тоже невыгодно - придется по ментовкам и ездить и показания/опознания давать.
А выгоднее всего просто пройти мимо, по возможности дальше и потом никак на поиски свидетелей не отзываться.
Reply
Выгода все равно для чего то. Подольше пожить, меньше проблем поиметь, больше возможностей, интересных нам игр. Для чего выгода, что мы выгадываем в итоге-то?
Reply
Ну и опять же - прагматика для меня не имеет предписывающей силы. Я вовсе не обязательно веду себя так как выгодно. Я веду себя так как хочется, хотя естественно сообразуюсь с последствиями. А этика - именно штука предписывающая.
Ну на другом примере - модных ныне "самоидентификаций" и "выборов" - ну вот я скажем по объективным свойствам русский (по общепринятым критериям), но для меня это никакой инструктивной силы не имеет. Я вовсе не считаю нужным "вести себя как русский" (чего требуют обычно сторонники идентичностных теорий) ("русский" понятно можно заменить на "гражданин чего-то там" или "цивилизованный человек" или что еще).
Reply
"Я подхожу к решению проблем сообразно тому, что вижу в моменте когда подхожу к проблеме исходя из своей выгоды так как я ее понимаю." Это на самом деле очень конструктивная и симпатичная этика.
Вообще любая статичная этика становится моралью и пародией на себя. По сути исходный пост про это.
Reply
Ну не нужен мне "нравственный закон унутре меня".
Но вопрос собственно о другом - я с этим не попадаю в классификацию топикстартера.
Reply
Точно, этика стала ужасным грузом, который обрушился на людей морали. До индустриализма самокопания были привилегией обычно военизированной знати, которая имела возможность сбрасывать напряжение, безнаказанно убивая. А тут обычные люди получили доступ к последним (тем и страшным -"проклятым") вопросам, но без возможности решать их по-старому.
Reply
Leave a comment