Фрашо-Керети: как в дуалистической модели решается тема апокалипсиса.

Nov 22, 2017 21:43

Собственно, как оно выглядело у персов? Есть пресловутый Ахура Мазда (далее АМ). Он вполне себе благой Бог, но изначально ограничен в возможностях: ему противостоит равносильное злое начало. В каждом конкретном мире (да, они безо всякого Джордано Бруно еще как додумались до множественности миров под конец) идет упоротая борьба двух начал, и ни одно из них не может окончательно победить. Пока в дело не влезают люди.

Каждая человеческая воля ложится на общие весы и играет непосредственную роль в развитии общей борьбы. Если даже усилие конкретного человека и выглядит ничтожным на фоне галактического замеса - результирующая сила множества человеческих воль такова, что может реально поколебать весы.

Чтобы помочь в этом людям, АМ с некоторой регулярностью посылает на землю т. н. Саошьянтов - буквально, «Спасителей», которые являются могущественными благими сущностями, соглашающимися принять человеческое тело и подпасть подо все искушения и опасности прямого контакта со злым началом, неизбежного в искаженном мире. У злого начала, естественно, есть свои «чемпионы» - своего рода «антихристы».

Противостояние может длиться невероятные эоны лет, и индивидуальные человеческие судьбы могут самым разным образом развиваться на его фоне. Никакого «плана» относительно конкретной реальности у АМ нет и быть не может - слишком многое зависит от людей и от успеха локальных Саошьянтов. Но в определенный момент перевес одной из сил становится совершенно очевидным. Это означает, что срок жизни данной реальности, скорее всего, подходит к концу.

Тогда АМ напрягается со всех своих недюжинных сил и посылает в мир Последнего Саошьянта (далее ПС). ПС отличается от своих «коллег» тем, что он реально крут. Это самый мощный «чемпион добра», который сейчас есть у АМ в распоряжении.

Если благодаря действиям людей в мире побеждает благо, то функция ПС сводится к финальному объединению сил и зажиганию великого огня. В этом огне сгорает все оставшееся дурное, а доброе, входя в него, наслаждается. Огонь окончательно преображает мир, и он становится частью исконных владений АМ, более недоступных злу. Отсюда и сам термин «Фрашо-Керети» - «Делание совершенства». После этого люди, жившие в мире, преображаются сами в огненных существ и становятся «ангелами» для следующей реальности.

Если же в мире преобладает зло, то задача ПС более драматична и сложна. Он собирает всех, в ком осталось хоть немного добра, помогает им очиститься от скверны - и уводит их прочь из мира, который падает вместе с населением в вечный холод и мрак Ангра Маинью, злого начала. А спасенные так же возносятся, как и в предыдущем примере.

Относительно влияния этой модели на христианскую можно спорить, но она уж точно была раньше.

theoanalysis, humata

Previous post Next post
Up