Я тут чисто спонтанно, в рамках очередного сетевого спора про все, пошел искать материалы по тем самым 28 панфиловцам. И меня оглушило нафиг
( Read more... )
Так в том-то и дело, что панфиловцы действительно сражались, и про это есть воспоминания Момыш-Улы, да хоть бы и документально-художественная повесть Бека (где те же воспоминания в основе). А сейчас - ещё и куча документов, доступных даже в Сети. Причём, первыми же строками Бек показал, как к некоторым его излишне бойким товарищам по перу иногда относятся на фронте:
"- Нет, - резко сказал Баурджан Момыш-Улы, - я ничего вам не расскажу. Я не терплю тех, кто пишет о войне с чужих рассказов... На столе лежал номер журнала, где был напечатан очерк о панфиловцах, о бойцах того самого полка, которым командовал Баурджан Момыш-Улы. Он резко придвинул журнал к лампе - все его движения были резкими, даже когда он бросал спичку, закурив, - перелистал, склонился над раскрытой страницей и отбросил. - Не могу читать! - произнес он. - На войне я прочел книгу, написанную не чернилами, а кровью. После такой книги мне невыносимы сочинения. А что можете написать вы? Я пытался спорить, но Баурджан Момыш-Улы был непреклонен. - Нет! - отрезал он. - Мне ненавистна ложь, а вы не напишете правды" (с) А. Бек "Волоколамское шоссе".
Естественно, в наше время делать нечего - приходится в основном именно по воспоминаниям и документам писать, снимать и т.д. Больше семидесяти лет прошло как-никак. Но если есть нормальные источники и куча реальных боевых эпизодов, то зачем брать именно тот эпизод, который породил расследование военной прокуратуры на предмет - как же это товарищ журналист изобразил погибшим героем вполне живого полицая? А съёмочная группа почему-то упёрлась именно в него. Вплоть до феерической цитаты:
И если разговор о том, что боец должен стараться выжить и изо всех сил бороться с врагом (а также с собственной ленью, усталостью, неумением) за свою жизнь, нормально звучит в устах Момыш-Улы в "Волоколамском шоссе", то в устах человека, отыскавшего способ выжить полицаем села Перекоп, это звучит совершенно иначе. Конечно, с марта 2014 года, когда автор заметки цитату записал, съёмочная группа могла наиболее явные косяки поправить, но, судя по недавнему интервью режиссёра, надежда на это невелика.
Есть, конечно, принципиальная возможность, что, несмотря на всё перечисленное, художественно фильм всё равно выйдет хорошим. В том смысле, что никакие законы физики этому не препятствуют. Но вот его информационный фон даже и в этом случае всё равно будет, мягко говоря, двусмысленным...
"- Нет, - резко сказал Баурджан Момыш-Улы, - я ничего вам не расскажу. Я не терплю тех, кто пишет о войне с чужих рассказов...
На столе лежал номер журнала, где был напечатан очерк о панфиловцах, о бойцах того самого полка, которым командовал Баурджан Момыш-Улы.
Он резко придвинул журнал к лампе - все его движения были резкими, даже когда он бросал спичку, закурив, - перелистал, склонился над раскрытой страницей и отбросил.
- Не могу читать! - произнес он. - На войне я прочел книгу, написанную не чернилами, а кровью. После такой книги мне невыносимы сочинения. А что можете написать вы?
Я пытался спорить, но Баурджан Момыш-Улы был непреклонен.
- Нет! - отрезал он. - Мне ненавистна ложь, а вы не напишете правды" (с) А. Бек "Волоколамское шоссе".
Естественно, в наше время делать нечего - приходится в основном именно по воспоминаниям и документам писать, снимать и т.д. Больше семидесяти лет прошло как-никак. Но если есть нормальные источники и куча реальных боевых эпизодов, то зачем брать именно тот эпизод, который породил расследование военной прокуратуры на предмет - как же это товарищ журналист изобразил погибшим героем вполне живого полицая? А съёмочная группа почему-то упёрлась именно в него. Вплоть до феерической цитаты:
«Сегодня, хлопцы, за Родину помирать не треба, сегодня за Родину пожить треба… Ты умрёшь, а кто воевать будет?… Настрой должен быть таким: методичное уничтожение врага. И никто не геройствует!», - так говорит сержант Иван Добробабин в фильме «28 панфиловцев».
И если разговор о том, что боец должен стараться выжить и изо всех сил бороться с врагом (а также с собственной ленью, усталостью, неумением) за свою жизнь, нормально звучит в устах Момыш-Улы в "Волоколамском шоссе", то в устах человека, отыскавшего способ выжить полицаем села Перекоп, это звучит совершенно иначе. Конечно, с марта 2014 года, когда автор заметки цитату записал, съёмочная группа могла наиболее явные косяки поправить, но, судя по недавнему интервью режиссёра, надежда на это невелика.
Есть, конечно, принципиальная возможность, что, несмотря на всё перечисленное, художественно фильм всё равно выйдет хорошим. В том смысле, что никакие законы физики этому не препятствуют. Но вот его информационный фон даже и в этом случае всё равно будет, мягко говоря, двусмысленным...
Reply
Leave a comment