Итак, в нашей новой маленькой квартире уютно расположился под окном единственный радиатор отопления. Сначала мы хотели его поменять вместе с окном, а потом подумали, что он и так нормально выглядит. Но он начал протекать в неожиданном месте - и потому мы решили его все-таки заменить. Если бы между батарей и стояком располагались отсечные краны, то никакой главный инженер и другие сантехники управляющей компании нам бы не понадобились, все бы сделали проверенные мной специалисты "
Акватинты". Но, поскольку, конструкцией системы отопления такие краны не были предусмотрены - я отправилась в знаменитую УК "Жилищник-4" написать заявление на отключение стояка для замены батареи. Дело было в пятницу. Батарею мы планировали купить за выходные и в понедельник ее благополучно заменить. В управляющей компании меня направили к главному инженеру, с которым у нас состоялся премилый диалог:
Я: Здравствуйте, у нас протекает батарея отопления, как мне подать заявку на отключение стояка для ее замены?
ГИ: Это платно.
Я: Но у нас экстренная замена, отключение стояка должно быть бесплатно.
ГИ: А кто вам будет делать?
Я: Можем сами, в смысле наши специалисты, нам нужно только отключить стояк на 3 часа.
ГИ: Ну сделайте заявку в диспетчерскую, сантехники придут и вам отключат. Какие проблемы-то? Если будете какие-то работы делать, какую-то фирму вызывать, нужно прийти сюда, ко мне, заранее, написать заявление, например, на завтра фирму вызываете, оплатить 150 рублей и сантехник придет отключит вам.
Я: Ну так вот я сейчас и пришла.
ГИ: Ну вот у вас сейчас протекает батарея, идете делайте заявку в диспетчерскую и все.
Я: То есть можно заявку на завтра сделать или на понедельник?
ГИ: Нет, на сегодня. На завтра уже платно.
Я: Ну так у меня же нет еще батареи, на которую менять будем. Сегодня вы сами будете менять? На что, на свою батарею?
ГИ: Нет. На вашу. Я говорю, отключение стояка 150 рублей стоит.
Я: Но у меня еще нет батареи.
ГИ: Тогда это платно, девушка, оплачивайте 150 рублей стояк.
Я: Но я же повторяю - это экстренная замена, во-первых. А во-вторых, у нас нет отсечных кранов, следовательно батарея относится к общему имуществу дома, которое вы, как управляющая компания, обслуживаете.
ГИ: Кто вам такое сказал?
Я: В законе так написано.
ГИ: Ну читаете закон - и дальше читайте. Мы частная компания.
Я: Но у нас с вами в договоре даже прописано, что вы обслуживаете общее имущество дома, за что мы производим ежемесячные платежи.
ГИ: 150 рублей стояк!
Я: Заметьте, я даже не прошу вас бесплатно производить работы по замене радиатора или покупать сам радиатор, то есть планирую сделать эту работу за вас.
ГИ: 150 рублей стояк!
Я: Если бы это была наша прихоть - одно дело. Но при протечке батареи это считается экстренным отключением, и вы не должны взимать плату! Значит, я буду звонить в жилищную инспекцию...
ГИ: У нас не отключение, мы берем не за отключение, а за опрессовку стояка.
Я: Какая разница? При чем тут опрессовка стояка?
ГИ: Ну мы когда отключаем, потом включаем и проверяем.
Я: Ну так это входит в процесс отключения-включения. В общем я куплю батарею, завтра позвоню и оставлю заявку.
ГИ: Нет, нет, завтра это платно. Она же сегодня у вас течет.
Я: Но завтра же она у меня сама по себе течь не перестанет! Так мы зайдем в тупик. (демонстративно достаю телефон) Вы главный инженер управляющей компании?
ГИ: Я - да.
Я: Как вас зовут?
ГИ: Меня Вячеслав Владимирович.
Я (держу телефон поближе к собеседнику): Вячеслав Владимирович, еще раз, для истории, скажите, вы мне отказываете в бесплатном отключении стояка для замены аварийной батареи, на которой нет отсечных кранов? Правильно я понимаю?
ГИ: Что мы вам отказываем? Вы же еще заявочку не оставляли, мы в квартире у вас еще не были. Вот оставляйте заявочку, слесарь придет, посмотрит, что там у вас, заварит.
Я: Не заварит, а заменит батарею тогда?
ГИ: Мы батареи не меняем.
Я: Но так как на ней нет отсечных кранов, мы сами тоже не можем ее заменить без отключения стояка.
ГИ: Может, вам там не надо ее менять, мы устраним течь и все.
Я: Мне не нужно просто устранить течь, мне нужно заменить, так как батарея старая, она снова потечет, мне снова потом слесаря вызывать? Еще раз повторяю: экстренное отключение стояков по закону бесплатно, хоть вы частная компания, хоть какая. Вы же работаете в России по законам России, у нас с вами есть договор.
ГИ: Ну мы не знаем, экстренное там у вас или не экстренное, это же с ваших слов. Почему вы сегодня не хотите заявочку сделать? Вы же хотите улучшить свои жилищные условия, так?
Я: Я хочу, чтобы у меня не текла батарея. А, поскольку, она старая - то ее благоразумнее заменить и поставить отсечные краны, чтобы больше к вам по данному вопросу не обращаться.
ГИ: Ну вот, сегодня оставляйте заявочку и слесарь разберется. Если вы завтра позвоните, то мы вам вообще стояк на все выходные отключим, потому что в выходные только дежурный слесарь работает.
Я: Вы не имеете права на такой срок отключать отопление в отопительный сезон. Я не настаиваю на завтрашнем дне, можно в понедельник.
ГИ: Ну, разберемся, оставляйте сегодня заявочку.
Я пошла в диспетчерскую, оставила заявку на вызов слесаря по поводу протечки батареи. Говорю: "А на понедельник мне нужно будет отключение стояка для замены этой батареи." На что мне диспетчер отвечает: "Ну вот со слесарем, он сегодня придет после обеда, и договоритесь." "А сколько это будет стоить?" - интересуюсь я. "Ну сколько он скажет", - отвечает диспетчер. "Нет, вы знаете, я бы хотела здесь, официально оформить," - все-таки настаиваю я. "Тогда идите пишите заявление главному инженеру", - резюмирует диспетчер. Я снова возвращаюсь к главному инженеру.
Я: Ну вот, я сделала заявочку на вызов слесаря, как вы хотели, чтобы он убедился, что батарея у нас течет.
ГИ: Хорошо, приходите в понедельник, напишите заявление и мы отключим вам стояк бесплатно, так и быть.
Я: Но я же сейчас здесь, давайте сейчас напишу.
ГИ: Присаживайтесь, пишите. (Диктует мне текст заявления, потом подписывает) Отдадите это в диспетчерскую, в понедельник вам отключат. Вообще, вдруг у вас прорвет в выходные, вы виноваты будете. Пусть, кто там вам будет батарею менять придут ко мне, лицензию покажут, а то знаю я этих специалистов. Как попало вам сделают, потом вы куда пойдете? К нам уже не придете.
Я: Я для этого и хочу поставить отсечные краны, чтобы к вам не идти. И лицензии, вообще-то, на этот вид деятельности давно отменили.
ГИ: Как отменили, должны быть специалисты с лицензиями. Водоканал вам, например, ничего не даст делать, если без лицензии.
Я: Жаль, что это для вас новость, но лицензии отменили. Вы хотите сказать, что мне не опломбируют счетчик воды, к примеру, если я лицензию того, кто мне его устанавливал, не предоставлю?
ГИ: Конечно, никто вам ничего не будет пломбировать!
Я: Ну так мне это уже сделали, причем достаточно давно.
ГИ: Ну это сказки какие-то, кто вам такое сказал?
Я: Никто не сказал, я сама лично этим занималась.
ГИ: Но акт-то нужен же?
Я: Акт нужен для заказчика, чтобы, в случае чего, предъявить претензии исполнителю. Для Водоканала акт не нужен. Они просто приезжают и пломбируют счетчики, достаточно паспортов на сами счетчики.
В общем, потом мы обменялись спасибом и всегодобром, и расстались на хорошей ноте. Хороший мужик этот главный инженер, только хитрый.
Для информации тем, у кого потекла батарея, как у нас по закону:
Если у вас квартира муниципальная, то есть не в собственности, - то вызываете слесаря, и он устраняет утечку. Если батарея в аварийном состоянии и требуется ее замена, составляется соответствующий акт и замена батареи производится за счет муниципалитета, в том числе и ее приобретение.
Если квартира у вас приватизированная, то есть в собственности, и на батарее стоят отсечные краны - то она не относится к общему имуществу дома, которое обслуживает управляющая компания в рамках коммунальных услуг, и вы должны приобретать и менять радиатор за свой счет. Согласно закону, к общедомовому имуществу относятся инженерные коммуникации до первой запорной арматуры (крана, вентиля) в квартире.
Если квартира в собственности, но нет отсечных кранов - то без отключения стояка заменить такую батарею невозможно, следовательно, она в ходит в общую систему отопления дома и управляющая компания должна произвести работы по замене аварийной батареи бесплатно, в том числе и отключение стояка. Но тут есть один нюанс - они могут просто устранить утечку и не производить замену. Поэтому, на практике, они ее, если квартира в собственности, бесплатно и не поменяют. То есть, реально только добиться бесплатного отключения стояка на время замены, все остальное - за дополнительную плату.
И, конечно, если у вас ничего не течет, а вы просто решили заменить радиаторы - то платить придется за все: и за отключение стояков, и за сами радиаторы, и за работу по их демонтажу и установке.
P.S. Кстати, слесарь в тот день приходил, заткнул чем-то дырку, сказал, чтоб не брали китайские радиаторы, когда покупать будем, и ушел. После чего батарея потекла уже в двух местах). В понедельник мы ее благополучно заменили.
P.P.S. Специально для тех, кто подумает, что я 150 рублей пожалела, отвечаю: это то же самое, как если бы вы в магазине на кассе оплатили кусок семги слабосоленой, а на выходе вам охранник и говорит: "Еще раз оплатите, пожалуйста, вы же выносите рыбу из магазина!".