Jan 16, 2010 15:39
Почему Ты сделал зло этому народу?!
Реакция одного раввина на землетрясение на Гаити
Раввин Шайс Тауб
Очень сложно осмыслить ущерб, который может причинить землетрясение силой в 7 баллов густонаселенному району. Еще сложнее осмыслить, каково это, если большинство пострадавших от него людей и без того живут в ужасающих условиях.
Гаити считается беднейшей страной на американском континенте. Третью часть его ВВП составляет иностранная помощь. Оно уже страдало от эпидемий, войн, ураганов, а теперь еще и от землетрясения. Это нереально. Тот, кто скажет, что может это понять, точно вообще ничего не понимает.
Большинство из нас отреагируют с сочувствием. Мы пожалеем миллионы лишенных крова людей, ищущих своих родственников и оставшихся без доступа даже к самым минимальным ресурсам. Некоторые из нас быстро найдут, как сделать пожертвование через Интернет, чтобы хоть как-то помочь.
Ну и наконец найдутся такие - на самом деле очень маленькое количество людей - кто возьмет на себя смелость объяснить нам значение этой катастрофы. Они попытаются извлечь из произошедшего моральный урок. Возможно, они найдут какие-то причины, объясняющие, почему жители Гаити заслужили такую тяжелую судьбу. Они делали тоже самое после урагана Катрина и цунами в Юго-Восточной Азии. До них быстро доходит, почему люди страдают, и они выставляют жертв в качестве назидательного примера Б-жественного гнева, потенциально угрожающего и нам тоже.
Пожалуйста, не слушайте тех, кто использует человеческие страдания для подобных разглагольствований. Они будут говорить, что Б-г хочет сказать нам что-то, и что если мы не сделаем из этого выводы, случатся и другие бедствия. Я это знаю, потому что они так реагируют на все трагедии, к которым приковано внимание человечества. Что они не хотят признать, так это то, что на самом деле они понятия не имеют, что произошло. Мы не имеем никакого представления о том, почему Б-г сделал это. На это нет ответа, который мы могли бы понять.
Так как же мы тогда должны реагировать? Я имею в виду помимо сочувствия и предложения помощи. Как мы должны рассматривать подобное событие?
Совсем недавно в еврейский общинах по всему миру читали первую главу книги Шмот - главу, заканчивающуюся возгласом Моше: "Почему Ты сделал зло этому народу?" В ответе на этот вопрос, который дается в начале текущей недельной главы, Всевышний фактически говорит, что у праотцев Авраама, Ицхака и Яакова тоже были причины задавать ему вопросы, но они этого никогда не делали. Другими словами, Б-г не отвечает на вопрос. Скорее Он говорит Моше, что с другой позиции - позиции праотцев - даже бы не пришло в голову задать подобный вопрос. Это, кстати, довольно удивительно. Б‑г не ответил-таки на вопрос.
Интересно, это потому что Б-г знал, что Моисей не сможет понять ответа... или потому что Он знал, что сможет?
Мы не должны мириться с человеческими страданиями. Мы уж точно не должны давать этому логическое объяснение или, что еще хуже, использовать притворное благочестие, чтобы осмеливаться объяснять необъяснимое.
Есть ли у Б-га план? Знает ли Он, что Он делает? Да. Способны ли мы объяснить все это? Если да, то судя по всему, мы потеряли не только наши сердца, но и наш разум.