Отчёт ОНК Свердловской области о посещении ИК-19

Nov 21, 2013 11:57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах осуществления мероприятий по общественному контролю при посещении исправительного учреждения

«16» ноября 2013г.

Члены общественной наблюдательной комиссии Свердловской области:
- Башков Вячеслав Александрович (срок окончания полномочий - 18.11.2013г.);
- Рожин Дмитрий Игоревич (срок окончания полномочий - 18.11.2013г.);
на основании уведомления от 14 ноября 2013 года, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», 16.11.2013 года, посетили ФКУ ИК-19 города Тавда, где произвели выборочную проверку мест принудительного содержания и беседу с содержащимися в них лицами, о результатах которой составлено настоящее заключение.
При проведении проверки присутствовали представители ИК-19:
начальник ИК-19 Крюков Николай Леонидович;
заместитель начальника ИК-19 Завадский Сергей Викторович;
оперативный дежурный ИК-19 Плюхин Евгений Сергеевич;
дежурный ШИЗО ИК-19 Максимов Сергей Александрович

Общие мероприятия, проведенные членами ОНК:
1. Встреча с представителями руководства колонии, проверка ими полномочий членов ОНК.
2. Ознакомительная беседа с руководством колонии с целью получения необходимой информации.
3. Посещение членами ОНК мест принудительного содержания помещения ШИЗО, отряда строгих условий содержания (СУС), помещение карантина.
4. Выборочные беседы с содержащимися в СУС.
5. Заключительная беседа с руководством колонии по результатам посещения.
Результаты проверки исправительного учреждения:
1. Доступ членов ОНК в исправительное учреждение;
Работа ОНК сопровождалась существенными нарушениями закона со стороны сотрудников ИК-19. Письменное уведомление в ГУФСИН России по Свердловской области о посещении ФКУ ИК-19 (Тавда) 16 ноября 2013 рабочей группой в составе Рожина, Башкова, содержало сведения о посещении ИК-19 совместно с общественными наблюдателями эксперта, не являющегося членом ОНК, Голендухина И.С. Участие Голендухина было согласовано заместителем начальника ГУФСИН России по Свердловской области Давиденко в соответствии с п.3 ст.24 УИК РФ, о чём Давиденко 15.11.2013 была оставлена виза на уведомлении ОНК. Однако, не смотря на это начальник ФКУ ИК-19 Н.Л.Крюков запретил устным распоряжением впускать И.С.Голендухина, что явилось воспрепятствованием работе наблюдателей, расчитывавших на помощь этого эксперта. Кроме того, наблюдателя Башкова заставили сдать на КПП фотоаппарат, с помощью которого рабочая группа ОНК хотела собирать информацию об условиях содержания осужденных. Правовой основой действий по фотографированию условий содержания осужденных является конституционное право на сбор информации. Свои действия сотрудники ИК-19 объясняли «Методическими рекомендациями об организации взаимодействия учреждений и территориальных органов УИС с территориальными ОНК в ходе исполнения ими своих полномочий» (письмо ФСИН России 29.12.2012 №15-24513-02), которые не могут ограничивать права членов ОНК, так как нигде не опубликованы и не имеют юридической силы. Так же, сотрудники ИК-19 настояли на досмотре В.А.Башкова при помощи металлоискателя, на просьбу выдать акт досмотра, ответили согласием, но обманули и акт досмотра не выдали. Досмотр производился без присутствия понятых. В уведомлении о посещении было написано, что наблюдатели будут знакомиться с личными делами осужденных и их медицинской документацией. Но ни спецчасть, ни медчасть в день посещения ОНК не работали, и ознакомиться с документацией у наблюдателей не было возможности, что является нарушением ст.18 федерального закона «Об общественном контроле» и воспрепятствованием работе ОНК. Особенно возмущает то, что аналогичные нарушения прав членов ОНК уже были предметом жалоб в органы прокуратуры и суды, вносились прокурорские представления начальнику ГУФСИН и руководителям учреждений, суды принимали решения о незаконности воспрепятствования общественным наблюдателям, но в ИК-19 ничего об этом не известно.
На момент посещения ФКУ ИК-19, расположен: Свердловская область, город Тавда, улица Строителей,1.
Лимит учреждения - 1442,
всего содержится - 1324,
ШИЗО - 14,
СУС - 73,
карантин - 8 человек,
комнаты длительно свидания - 8 шт,
адвокатский кабинет - отсутствует,
таксофон для осужденных - 1 шт в штабе ИК-19.
2. Общее состояние помещений мест принудительного содержания по результатам выборочной проверки:
2.1. ШИЗО. В ходе выборочной проверки мест принудительного содержания на предмет соответствия условий содержания и оснований содержания лиц требованиям действующего законодательства установлены следующие информационные данные:
Содержащиеся в изоляторе лица обеспечены индивидуальными спальными местами, постельные принадлежности выданы. Камеры оборудованы местами для приема пищи, посадочными местами, внутрикамерной сигнализацией (при проверке сигнализации - находится в рабочем состоянии). У осужденных имеется в камере только по одному полотенцу.

Температура в помещениях
удовл.
Приборы отопления
централиз.
на момент проверки включены
Освещение
искусственное и естественное
Влажность
удовл.
Проветривание (доступность):
Имеется естественная и искусственная вентиляция, возможность самостоятельного открытия окон и регулирования температурного режима
Санитарные установки (унитаз);
в наличии, исправно
Доступ к воде (наличие кранов, раковин, их состояние);
удовл.
Насекомые, паразиты в камерах
Отсутствуют
Питьевая вода
в камерах имеется соответствующая емкость, ежедневно наполняемая
Доступ к душевым помещениям
1 раз в неделю
Доступ к врачу:
имеется (по записи и по требованию)
Наличие у содержащихся лиц заболеваний тяжелой формы:
не имеется
Наличие у содержащихся лиц инфекционных заболеваний:
не имеется
Оказание медицинской помощи
удовл.
Питание
удовл.

Наличие - отсутствие жалоб и иных обращений
Имеются (отряд СУС) на неоказание медицинской помощи
Поступившие жалобы:
Имеются
2.2. Отряд строгих условий содержания (СУС).
Отряд СУС находится в двух разных зданиях, как пояснил начальник ИК-19, это связано с попыткой отделить осужденных отрицательной направленности от осужденных, которые просто постоянно нарушают ПВР, но не влияют отрицательно на остальных.
Первая часть осужденных отр.СУС находится в помещениях камерного типа, в бывшем здании транзитно-пересыльного пункта. В камерах слева по коридору находятся помещения дневного пребывания. В камерах справа - ночного пребывания. Двери помещений, как в ШИЗО. Внутри каждой из камер имеется не изолированный туалет, запах из которого распространяется по всему помещению. На окнах два ряда решёток.
Камера №1 (20 м2) - помещение дневного пребывания отр.СУС, где содержатся 7 человек. Имеется две тумбочки, чайник, телевизор, стол, скамьи. Жалоб не поступило.
Камера №2 (20 м2) - помещение дневного пребывания отр.СУС, где содержатся 4 человека. Имеется две тумбочки, чайник, телевизор. Жалоб не поступило.
Камера № 15 (8 м2)- помещение ночного пребывания отр.СУС. Имеется 1 тумбочка, 4 индивидуальных спальных места.
Камера № 14 (8 м2)- помещение ночного пребывания отр.СУС. Имеется 1 тумбочка, 4 индивидуальных спальных места.
Камера № 13 (8 м2)- помещение ночного пребывания отр.СУС. Имеется 1 тумбочка, 4 индивидуальных спальных места.
Вторая часть осужденных отр.СУС находится в отдельном здании, где содержится 62 человека. В комнате ПВР имеется телевизор, чайник, телевизор, стол, скамьи. Несколько осужденных обратились к ОНК с просьбой о беседе:
осужденный С.П. жалуется на отсутствие лечения, у него псориаз (на руках видна экзема), лечение в ОБ-1, по его мнению, было кратковременным, что результата не принесло;
осужденный В.А. болен ВИЧ (В20), сообщил, что уже более 8 месяцев у него не брали кровь на анализ, он не знает как дальше продолжать лечение;
осужденный В.А. попросил содействия в истребовании собственной медицинской документации, ему нужен эпикриз, так как он скоро освобождается. Члены ОНК приняли у него заявление на имя начальника ИК-19, которое передали в конце посещения.
В связи с отсутствием врача или фельдшера 16.11.2013, общественные наблюдатели не могли оказать в полной мере содействие осужденным, которые просили помощи. ОНК отмечает, что отсутствие дежурного работника медчасти в ИК-19 в выходной день создаёт условия для несвоевременного оказания медицинской помощи, в случае чрезвычайного происшествия.

2.3 Карантин. Отряд карантина находится в том же бывшем здании транзитно-пересыльного пункта, что и часть отряда СУС, у них общий коридор. Имеют аналогичные условия пребывания и содержания, что и осужденные отряда СУС, что недопустимо.
Карантинный отряд имеет помещение дневного пребывания в камере №3: 20 м2, имеется 2 тумбочки, стол, скамьи, телевизор, чайник, туалет находится в этом же помещении. Содержится 8 человек, жалоб нет.
Помещение ночного пребывания это камера №4, где есть 10 спальных мест, туалет (конструкция не позволяет сидеть в нормальном положении).

3. Правовые основания требований, предъявляемых к условиям содержания лиц в ИУ:
Федеральный закон от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
УИК РФ, ПВР;
Федеральный закон от 22.07.1993 года «ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН» (в ред. фед. закона от 02.02.2006 N 23-ФЗ);
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
Конституция Российской Федерации;
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.
4. Выводы о результатах выборочной проверки соблюдения прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания.
4.1. Решения и действия членов ОНК по поступившим жалобам и обращениям:
Запрос осужденного В.А. об эпикризе передан начальнику ИК-19. Обращение осужденного В.А. рассмотрено, начальником учреждения в период с 18 по 22 ноября будет обеспечено привлечение медицинского специалиста для диагностических процедур и исследования, с учетом наличия письменного согласия на истребование медицинской информации о его состоянии, будет проведена дополнительная проверка.
4.2. Выявленные нарушения условий содержания в ИК-19
В ШИЗО при входе имеется клетка приблизительных размеров 2*1,5*2 м, как пояснили осужденные, пожелавшие остаться неизвестными, в этой клетке оставляют в наказание на неопределённое количество времени непокорных осужденных. Сотрудники ИК-19 не смогли сообщить правовое основание для изготовления и применения этого сооружения, но сказали, что им с этой клеткой удобнее работать с осуждёнными.
Окна камер ШИЗО №7, №8 затемнены навесом, дневной свет почти не поступает.
Часть осужденных отрядов СУС и карантина находятся в помещениях камерного типа, в бывшем здании транзитно-пересыльного пункта, что грубо противоречит ч.3 ст. 123 УИК РФ.
Требования, предложения и рекомендации к администрации ИУ:
Выполнить проект и произвести реконструкцию здания бывшего транзитно-пересыльного пункта: разделить отряды СУС и карантина таким образом, чтобы условия содержания в карантине и отряде СУС были разграничены и не было возможности нарушения ПВР, сейчас эти отряды в одном здании; выделить отдельные помещения под туалеты для отряда СУС и карантина. Обеспечить каждого осужденного индивидуальной тумбочкой.
Демонтировать клетку в ШИЗО. Обеспечить поступание дневного света в камерах ШИЗО №7 и №8.
Рассмотреть настоящее заключение и в течении 1 месяца уведомить членов комиссии о принятых мерах к устранению выявленных нарушений по адресу:
620076, г. Екатеринбург, а\я 33.
Настоящее заключение подлежит направлению начальнику ГУФСИН по Свердловской области, начальнику ФКУ ИК-19, прокуратуру и в Общественную наблюдательную комиссию.
ОНК оставляет за собой право сообщить о нарушениях прав человека средствам массовой информации.

Члены
общественной наблюдательной комиссии Свердловской области
Д.И. Рожин
В.А. Башков

Рожин Дмитрий, ИК-19

Previous post Next post
Up