Владимир. Успенский собор и рука святого Глеба

Jan 19, 2017 10:29


01

Случевский* не жалел эпитетов, описывая город Владимир. «Цельнее, чем где в России, кроме одного только Киева, путешествующий окружается целым миром внушительнейших воспоминаний, не только преданиями и легендами, а правдой бытописания, именно во Владимире». Поверим ему.

В половине 80-х годов XIX столетия К.К. Случевский совершал поездки по Северу России в свите Великого Князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II. В написанных по итогам путевых очерках он легко расточал восторги в адрес провинциальных городков и монастырей. Это несколько странно, поскольку Константин Константинович известен, в том числе, следующими стихами:

Провинция - огромное bebe!
Всё тащит в рот и ртом соображает,
И ест упорно, если подмечает
Три важных буквы: С.П.Б.

Ну да Бог ему судья))
Сегодня нас интересует владимирский соборный храм Успения. О нём и станем говорить.



02

Первоначальный храм, поставленный Андреем Боголюбским, был строен, но не велик. Младший брат Андрея, великий князь Всеволод Юрьевич (Георгиевич) по прозвищу «Большое Гнездо» «распространил храм, раздвинул его стены…, так что Андреево построение находится, так сказать, в одеянии построения Всеволодова». Количество глав при этом увеличилось в пять раз. Но, что характерно, кроме центральной главы, остальные четыре были незолочёные. Причём, они были такими ещё в конце XIX века. Сегодня же можете полюбоваться: благосостояние налицо; от золотого блеска не можно глаз отвесть))


03

Мы уже разбирали как-то случай, произошедший в Рождественском монастыре города Владимира, когда драгоценные кубки, вазы и блюда, жалованные в него венценосными особами, были продаваемы как лом. В Успенском соборе случилась иная, но не менее возмутительная история. «Многие оклады и венцы с древних образов и многие предметы ризницы пошли на сплав, и получено 5 1/2 пудов серебра, из которого сделаны лампады и потир. Какова должна была быть художественно-историческая ценность погибших вещей!» - восклицает Случевский. Об этом мы уже не узнаем. Увы. Но тенденция, однако, налицо.

А теперь плавно перейдём к подробностям посещения собора официальной делегацией.


04

Великий Князь Владимир Александрович, по воспоминаниям современников, был красавцем, наделенным раскатистым голосом; он говорил обо всем со знанием дела и не терпел возражений. Добавим к этому эпитеты «заядлый охотник» и «утонченный гурман»,- и получим вполне ожидаемую характеристику члена императорской фамилии. Меня же, при взгляде на его портреты, более всего поразили блёклые усталые глаза сенбернара и длинные, спускающиеся ниже линии воротничка, бакенбарды, отчего его сходство с сенбернаром становится совершенно возмутительным. Впрочем, очень может быть, что отсутствие живости во взоре - следствие длинной выдержки тогдашних фотографических аппаратов))


05

Итак, Великий Князь, сопровождаемый супругой, «направился поклониться мощам Великих Князей Андрея, Георгия и Глеба, почивающих в богатых раках. Массивные крыши их были подняты, и очертания почивающих святых виделись совершенно ясно. Преосвященный приподнял лежащую на груди Глеба Андреевича руку. Когда много лет назад император Павел посетил собор с великими князьями Александром Павловичем и Константином Павловичем, то тоже приподнимал эту руку и, подозвав Великих Князей, сказал им: "Поглядите, ручки князя как живого". При посещении собора императором Николаем было сделано то же самое».


06

Честно сказать, меня это умилило: не только показали мощи, но и ручку приподняли. «Как у живого, поглядите - как у живого». Вряд ли святой благоверный князь Глеб Владимирский мечтал о таком: вместо того, чтобы тихо-мирно дожидаться второго пришествия, его станут показывать заезжим венценосцам и теребить ручку.


07

Я подумал: если бы эта традиция жила и развивалась при советской власти, к чему бы это привело? Мог бы получиться сюжет совершенно в духе Пелевина. Скажем, дважды в год, на первомай и седьмое ноября, члены Политбюро - непременно ночью - входили бы в Мавзолей Ленина и, проговорив шёпотом соответствующие заклинания, по очереди подходили бы к мумии и жали ему (ей?) руку. Чтобы, так сказать, зафиксировать преемственность поколений.


08

Но хватит этих макабрических подробностей. Не люблю я этого))

*Случевский К.К. - Поездки по Северу России в 1885-1886 годах

Владимир, Россия

Previous post Next post
Up