Кульпоход в Царство Мертвых

Oct 10, 2011 21:59

В 50 км к северу от Пекина находится еще одна священная китайская реликвия - комплекс гробниц династии Мин. Он так же велик и совершенен, как и Пурпурный Запретный город. Сотни лет туда так же был закрыт вход для всех смертных. Глубоко под землей, в десятках метрах от поверхности, в гигантских дворцах, превышающих по своим размерам станции московского метро, нашли свой покой 13 Императоров Поднебесной. Почти вся династия Мин, династия, оставившая неизгладимый след в истории и культуре Китая, и сотворившая самые великие архитектурные памятники, прославившие Китай на весь мир.
К сожалению, у меня не было времени осмотреть все мавзолеи. Да это и не удалось бы - почти все они закрыты и заброшены. На некоторых снимках, которые я видела, они напоминают город Припять в 2020 году - полная разруха. Китайские власти почему-то не спешат с реставрацией, хотя желающих побывать в этом необычном месте очень много.

Туристов как правило возят в одно место - гробницу Императора Ваньли (1573-1620 гг.). Он стал Императором в 9 лет и правил страной почти 50 лет. Это время стало периодом и расцвета и заката страны. Начав большие реформы и сделав для страны много полезного, на старости лет Ваньли свихнулся, в управлении не участвовал, страной правили его чиновники, грабившие всех и воровавшие все, что можно было украсть. Привыкнув жить не по средствам, Ваньли развратил свое государство, а сам погряз в роскоши, неге и наркотиках. В последние годы он обезумел настолько, что когда гробница для него была устроена и Император стал готовить себя к переходу в Царство теней, то многие ближайшие сановники были уверены, что он прикажет их всех казнить, чтобы положить рядом с собою, как любимые вещи и личные драгоценности.
Сын Ваньли, как и отец, возглавил страну в 9 лет. В его правление максимально обострились внутренние проблемы, началась монгольская интервенция и под натиском 400-тысячного крестьянского войска под предводительством Ли Цзычэна, он сдался. Правление его было долгим (19 лет), но мало осмысленным по причине молодости - в 33 года Чжу Юцзянь сын Императора Чжу Ицзюня (Ванли) не желая попасть в руки восставшего народа, повесился. Так прекратила свое существование великая династия Мин, управлявшая Китаем с 1368 по 1644 годы и, как уже было сказано выше, оставившая после себя множество бесценных памятников культуры. Один из них мы сейчас увидим.

1. Вход в Царство Мертвых начинается у этих ворот. За ними идет Священная аллея длинной 7 километров (!!!). По сторонам аллеи стоят огромные каменные скульптуры простых и мифических животных. Даже Император мог идти по этой аллее только пешком.



2. От центральной аллеи идут дороги к отдельным захоронениям. Мне на осмотр гробницы Ваньли понадобилось около 6 часов. И этого времени явно не хватило. Масштабы всего мавзолейного комплекса (13 гробниц) поражают воображение: его площадь более 40 кв километров (!!!).
На снимке гробница Ваньли. Собственно захоронен Император на глубине 27 метров внутри круглого кургана (слева), диаметр которого около 270 метров. Это не самый большой курган. Диаметр кургана Императора Юнлэ - 360 метров. А стена высокой каменной ограды, защищающей весь мавзолей около 1 км. (!!!!)


3. Дорога к мавзолею Ваньли. На красных коммунистических транспарантах - поздравление всех с днем Туриста! )) В центре - главный вход, справа - музей.


4. Музей, в котором выставлены некоторое экспонаты из раскопок и рассказ о самом захоронении. О нем будет отдельный пост.


5. Центральный вход.


6. Внутри мавзолея.


7. С севера, востока и запада весь комплекс защищают высокие горы.


8. Информационное табло для русских туристов.


9. Схема захоронения.


10. Это самая отреставрированная гробница, но всюду видно многолетнее запустение и заброшенность. Особенно поражает количество деревьев, проросших сквозь каменные плиты. Некоторые из них обрели оградку, но явно изначально никто не планировал "озеленять" площади.


11.


12. Падающие деревья укрепляют бетонными подпорками, стилизованными под старинные стволы опавших деревьев.


13.


14. Древняя каменная резьба - драконы охраняют жемчужину. 


15. Бетонные блоки препятствуют падению дерева.


16. Невероятной красоты скамейки и столики в виде слоников. Для чего они были сделаны сотни лет назад я не знаю, но сейчас там хорошо отдохнуть. Как-будто кто-то специально позаботился о современных посетителях. А проросшие сквозь каменный пол деревья не только радуют глаз туристам, но и скрывают от палящего зноя.


17. Слоники!!!


18. Символический переход в Царство Мертвых. За порогом этой арки - тайна смерти. Сейчас экскурсоводы забавляют туристов, возвращая их в Царство Живых радостным криком при пересечении границы.


19. Само захоронение находится внутри искусственного холма. Курган круглой формы и огорожен высокой каменной стеной. Сквозь стену пробились деревья, что придало месту еще больше загадочности и мистичности. Лично я нигде не видела такой картины.


20.


21. Лестница ведет к кургану.


22. Дорога по всему периметру кургана.


23.


24. Несмотря на безобразие с проросшими деревьями, мне все равно нравится, что о них так заботятся. Есть в этом какая-то красивая идея скрыть от глаз весь комплекс. 


25.


26.


27. Ворота как в Запретном городе.


28. 30 тысяч человек долгие десятилетия строили всю эту красоту. Даже не знаю, что сказать об увиденном. С одной стороны все эти стройки века останутся на века славой Китая и культурным достоянием всего человечества, а с другой - они разорили страну и привели к падению династии. Миллионы людей жили впроголодь и умирали на стройках - это плохо. А сейчас миллионам туристов  есть что посмотреть, а у десятков тысяч китайцев есть возможность заработать на туристах. Что лучше, как вы думаете, циклопические стройки и нищета миллионов или современная забота о людях (условная, конечно), но ничего на выходе. Ведь от нашей эпохи не останется ровным счетом ничего. Мало вероятно, что вся наша (мировая) продукция, слепленная по шаблонам компании ИКЕЯ, сможет пережить хотя бы век. На большее наша мировая цивилизация пока не способна.


Продолжение следует.

Китай

Previous post Next post
Up