В прошлый раз показывал и рассказывал вам про Павелецкий вокзал, а сегодня поговорим про мой наверное родной вокзал - Белорусский вокзал (в 1870-1871 - Смоленский, в 1871-1912 и в 1917-1922 - Брестский, в 1912-1917 - Александровский, в 1922-1936 - Белорусско-Балтийский) - один из десяти железнодорожных вокзалов Москвы. Все-таки я тут недалеко родился и прожил 31 год, хотя не так часто ездил с него.
Белорусский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов. Поехали, но сразу скажу, что внутри увы не фотографировал, может быть, когда-нибудь.
Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы началось во второй половине 1860-х годов. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года; он стал шестым по счёту в Москве. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года.
В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским.
В начале 1890-х годов движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года - левое.
Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским в честь императора Александра Павловича.
В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название - Белорусский. В 1938 году в правом крыле вокзала запустили станцию метро «Белорусская-радиальная». В 1976 году в дополнение к существующему построено новое здание вокзала.
27 сентября 2007 года компания «Аэроэкспресс» начала реконструкцию для организации железнодорожного сообщения с аэропортом «Шереметьево». Проект реконструкции части вокзала оценивался в 7,7 млн $ и предполагал строительство нового терминала, который стал одним из центральных звеньев в железнодорожном сообщении между Москвой и аэропортом.
Новый аэровокзал расположился в четвёртом зале Белорусского вокзала и занял площадь 600 м². Здесь пассажиры, улетающие из Шереметьева, могут пройти регистрацию на авиарейсы, используя киоски самостоятельной регистрации. Регистрация багажа в городском терминале была отменена 1 декабря 2010 года в связи с резким увеличением количества пассажиров. Терминал открылся 27 августа 2009 года.
В июне 2008 года завершено строительство железнодорожного терминального комплекса в Шереметьеве и пущен новый по своим техническим и дизайнерским характеристикам подвижной состав: задействованы новые электропоезда ЭД4МКМ-Аэро производства ЗАО «Трансмашхолдинг». Железнодорожные экспрессы в Шереметьево отправляются с Белорусского вокзала и доставляют пассажиров до станции Аэропорт Шереметьево.
В 2020 году начато строительство соединительной железнодорожной ветки между Киевским и Белорусским направлениями МЖД. 9 сентября 2023 года вместе с открытием МЦД-4 полностью завершено строительство соединительной ветки, реконструкция платформ вокзала продолжается.
6 февраля 2024 года открылся новый вестибюль для пассажиров, а также открыт сход на платформы МЦД-1 и МЦД-4 с Тверского путепровода.
Пассажирский терминал Белорусского вокзала обслуживает поезда дальнего следования (в основном в страны Европы), в города: Минск, Вильнюс, Варшаву, Берлин, Париж, Прагу, Гродно, Могилёв, Брест, Витебск, а также северо-западного направлений - через Вязьму, Ржев до Великих Лук и Пскова.
1910 год
1930-е
Пригородные электропоезда Белорусского направления следуют до конечных остановок Усово, Одинцово, Голицыно, Кубинка I, Можайск, Бородино, Звенигород (в том числе поезда экспрессы). Организовано транзитное движение электропоездов Савёловского направления. С Белорусского вокзала регулярно отправляются поезда «Аэроэкспресс» в аэропорт Шереметьево, время в пути - 50 минут.
Весной 2021 года после перерыва, связанного с коронавирусными ограничениями, возобновлено регулярное сообщение с городами Белоруссии. Запущен новый маршрут скоростного поезда «Ласточка» до Минска. Восстановлено движение пассажирских поездов дальнего следования до Минска, Бреста, Полоцка, Витебска, Гомеля.
Пассажиропоток станции составляет более 3,6 млн человек в месяц или около 1500 пассажиров в час.
Вокзал кинематографе:
«Подкидыш» (1939)
«Девушка без адреса» (1957)
«Летят журавли» (1957)
«Сверстницы» (1959)
«Белорусский вокзал» (1970)
«Подсолнухи» (1970)
«Гонки по вертикали» (1982)
«Паспорт» (1990)
По-хорошему, площадь - это первое впечатление от Москвы у миллионов туристов каждый год, которые прилетают в российскую столицу, в том числе впервые. Это я не говорю о гостях Москвы, которые приезжают на поездах дальнего следования из городов Беларуси и России. То, что их встречало в Москве первым делом раньше - настоящий позор. Теперь привокзальная площадь изменилась до неузнаваемости: сюда пустили ветку обновленного трамвая, сделали газоны, на которых можно лежать, просторные пешеходные зоны. Москва отныне будет казаться успешной европейской столицей: аккуратной, благоустроенной, умело комбинирующей историю и современность.
На площадь вернули памятник Максиму Горькому. Этот постамент был установлен здесь же в 1951 году, но демонтирован в 2005-м. Очень все классно сделали. Но у Павелецкого все-таки круче.