В данном конкретном случае под словом "неконтролируемый" понимается отсутствие паспортного и таможенного контроля при пересечении границы, но никак не отсутствие пограничного патруля. Такой практике поспособствовало наличие на нынешней территории Эстонии дороги Вярска - Саатсе, построенной во времена СССР, когда на месте нынешней границы двух государств пролегала лишь административная граница Псковской области РСФСР и Эстонской ССР, проложенной на карте СССР в 1954 г., находящихся вплоть до развала последнего на территории одного государства. Сегодня эти территории принадлежат разным странам, в результате чего трасса, принадлежащая Эстонской республике, по причине довольно извилистой в этом месте границы дважды пересекает территорию Российской Федерации, при этом не достигнув ни одного населённого пункта, расположенного на её территории. В 2005 г. стороны попытались произвести равноценный обмен территориями, в результате которого трасса Вярска - Саатсе полностью вошла бы в состав Эстонской республики, но так и не смогли договориться, о причинах чего я здесь писать не стану чтобы не отвлекаться от темы. В итоге на современной карте Эстонии дорога пересекает два участка территории, принадлежащей Печорскому району Псковской области России, вдающихся в республику в виде двух сапогов, вследствии чего и получившие соответствующие названия - "Малый Сапог Саатсе" и "Большой Сапог Саатсе". В случае с "Малым сапогом" по территории России проходит лишь 30 метров трассы и острая необходимость в паспортром и таможенном контроле при таком расстоянии действительно отсутствует, но в случае с "Большим сапогом" эстонская дорога петляет по сопредельному ей государству на протяжении 1 км. Поскольку дорога не достигает ни одного населённого пункта на территории России, по ней разрешён проезд транспортных средств без паспортного и таможенного контроля при соблюдении водителем и пассажирами транспортного средства определённых правил, о которых и пойдёт речь далее с фотографиями пограничных участков трассы.
1. Начнём с более протяжённого участка трассы длиной 1 км, пересекающего "Большой сапог Саатсе". Здесь действительно нет пограничных пунктов для паспортного и таможенного контроля, однако согласно дорожным знакам и информационным табличкам, расположенным при пересечении границы Эстонской республики и Российской Федерации, на протяжении этого расстояния транспортному средству зепрещено делать остановки и тем более выходить из транспортного средства, а также проходить этот участок трассы пешком.
2. Дорожные знаки, запрещающие пешеходное движение. Однако границу в этом месте можно пересечь на велосипеде, мотоцикле или мопеде, исключая самокат. За соблюдением этих условий на территории РФ должен следить российский пограничный патруль, периодически патрулирующий приграничную территорию, но не имеющий полномочий останавливать движущееся транспортное средство. В случае остановки транспортного средства по причине технической неисправности, следует информировать об этом кордон Саатсе по тел. 112 не покидая при этом транспортного средства.
3. Соответствующая информационная табличка на трёх языках, расположенная на пересечении границы по правую сторону.
4. Аналогичную картину можно увидеть при проследовании "Малого сапога", где трасса пересекает территорию России лишь на протяжении 30 метров - соответствующие дорожные знаки, информационные таблички и пограничные столбы.
5. Дорожные знаки, запрещающие пешеходное движение и остановку транспортного средства при проследовании по территории РФ.
6. Здесь также установлены соответствующие информационные щиты на трёх языках.
7. В правой части кадра - знак, обозначающий государственную границу. В левой части - эстонский пограничный столб в невыразительной чёрно-белой расцветке с изображением государственного герба Эстонии. Чуть ещё левее - еле заметный утопающий в зелени пограничный столб Российской Федерации в приятных для глаз красно-зелёных цветах.
Благодарю за внимание!