Питер. Петергоф. Дворец. Нижний парк 3

Aug 24, 2023 07:00


24.06.2022

В прошлый раз мы посетили всякие  шутихи - Питер. Петергоф. Дворец. Нижний парк 2.

И вышли к перекрестку и памятнику Петру I:





Памятник Петру I - скульптурный монумент, установленный в Нижнем парке Петергофа. Воссоздан в 1954 году на месте утерянного во время Великой Отечественной войны памятника императору Петру I, автором которого являлся скульптор Марк Антокольский.
Считается каноническим изображением Петра Великого.
Памятник был отлит по указанию Александра III. Автор проекта Антокольский ещё в 1872 году создал гипсовую скульптуру Петра для Политехнической выставки в Москве. Когда выставка закончилась, скульптуру использовали как модель для множества памятников Петру I, отливавшихся из бронзы, включая памятник в Петергофе. Аналогичные памятники установлены в Таганроге (1903), Архангельске (1914) и перед Сампсониевским собором в Санкт-Петербурге (1909). Оригинал скульптуры сегодня хранится в музее Российской академии художеств.
Постамент из финского гранита изготовлен в 1883 году в петербургской мастерской камнереза Грациозо Ботто. В марте 1884 года постамент массой 16 тонн перевезли в Петергоф. Сооружение памятника велось под руководством архитектора Эдуарда Гана, занимавшего на тот момент пост главного дворцового архитектора Петергофа.
Первый памятник на пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы был открыт 8 мая 1884 года.
Во время Великой Отечественной войны Петергоф был оккупирован немецкими войсками. Нижний парк сильно пострадал, а памятник Петру I был утрачен. Скульптуру восстановили лишь в 1954 году, отлив её по авторской модели на заводе «Монументскульптура», а в 1957-м - установили на уцелевшем постаменте.
Бронзовая скульптура Петра I выполнена в полный рост и имеет высоту 3 метра. Высота гранитного постамента - 3,1 метра, таким образом, общая высота памятника превышает 6 метров. Скульптуре Петра I отведена доминирующая роль в окружающей ландшафтной панораме. Лицом памятник обращён к Монплезиру и Финскому заливу.
На нем мундир Преображенского полка, ботфорты, лента и звезда ордена Андрея Первозванного, на голове треуголка, у левого бока ножны с палашом, в левой руке подзорная труба. Правая нога Петра выступает вперед, правой рукой он опирается на трость, а в левой держит подзорную трубу.

А рядом фонтан-шутиха - Зонтик:



Фонтан-шутиха «Зонтик» - один из нескольких фонтанов-шутих в дворцово-парковом ансамбле Петергофа, находится в Нижнем парке вблизи Монплезирской аллеи.



Фонтан-шутиха «Зонтик» был создан в 1796 году архитектором Ф. Броуэром, фонтанный мастер И. В. Кейзер. Считается, что на его создание повлияло увлечение двора Китаем, что отразилось также в возведении «китайских» построек в Царском Селе. В 60-х годах XIX века кровле фонтана придали облик гриба-мухомора. С тех пор почти целое столетие фонтан-шутиха назывался не «Зонтиком», а «Грибком».



В годы Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. В 1949 году во время воссоздания памятника было принято решение вернуться к первоначальному облику и названию. Название «Грибок» до сих пор употребляют старожилы Петергофа.



Создан фонтан для шуток над гостями парка. По форме напоминает зонт: массивный столб поддерживает широкую зелёную кровлю, которую завершает деревянный резной полукупол. Столб опоясан скамьями в форме кресел с резными подлокотниками. Гости должны перебежать под эту кровлю прежде, чем из ста шестидесяти четырёх трубочек, спрятанных за изящными резными фестонами, начнут бить струи воды, образующие плотную завесу. По другой версии гостей в праздничных нарядах усаживали на скамейку под крышей зонтика. Внезапно включалась подача воды, гости оказывались перед перспективой выхода из фонтана исключительно сквозь водяную завесу.

А мы двигаемся в направлении Финского залива и Дворца Монплезир... Менажерейный пруд -



По сторонам южной половины Монплезирской аллеи расположены Менажерейный сад с фонтаном “Солнце”, двумя павильонами- Вольерами- и мраморными статуями.



Уже издали между деревьями просматривается обширный бассейн длиной около 70 метров и шириной почти 30 метров. Его стенки облицованы кирпичом и окаймлены по периметру каменными плитами. Посреди бассейна, возвышаясь над цилиндрическим постаментом, медленно вращается каннелированная бронзовая колонна высотой 3,5 метра, завершенная вместо капители тремя сопряженными золочеными дисками. Из краев дисков бьют струи, разлетаясь во все стороны, подобно лучам. Под лучами этого “водяного солнца” как бы греются шестнадцать дельфинов, выбрасывая воду из раскрытых пастей. Бассейн занимает основную часть Менажерейного сада. Он был устроен в 1716-1717 годах Леблоном и Браунштейном для задуманного Петром зверинца (от фр. menagerie- зверинец), наподобие того, какой он видел в Версале.



В Менажерейном пруду содержали лебедей и редких водоплавающих птиц. В 1721-1724 годах по проекту Микетти зверинцу придали облик парадного сада с двумя одинаковыми павильонами-Вольерами-и фонтаном в бассейне в виде менажерного (пустотелого) столба, окруженного дуговыми струями. Полвека спустя Ю. Фельтен и И. Яковлев изменили композицию водомета. Появились шестнадцать фонтанирующих дельфинов и жестяная колонна с дисками, приводящаяся в движение зубчатой передачей от вала водяного колеса, помещенного в декорированном туфом постаменте. Вода к колесу подается отдельной трубой, отходящей от общей фонтанной магистрали. Рисунок струй фонтана определил его название - “Солнце”.



Амур на дельфине

Более 150 лет фонтан “Солнце” был огражден высокими стенами царской купальни, которую с 1770-х годов расположили в Менажерейном пруду. Несмотря на то что стены были украшены росписью, они вносили диссонанс в облик этого района. Только в 1926 году разобрали купальню и редкий образец “движущихся” водометов был включен в пейзаж парка.



Фонтан «Солнце» - один из фонтанов Дворцово-паркового ансамбля Петергоф.
При Петре I, на месте будущего фонтана «Солнце» в центре Менажерного пруда, где плавали лебеди и редкие водоплавающие птицы, находился построенный по проекту Н. Микетти Менажерный фонтан. Фонтан представлял собой менажерный (экономный) пустотелый столб воды, окружённый 12 дуговыми (параболическими) струями, бьющими из-под воды по окружности постамента, напоминающего по форме широкую корзину. Фонтан отличался от других тем, что фонтанные насадки (форсунки) были установлены под водой таким образом, что не были видны над поверхностью воды, и создавалось впечатление, что струи вылетают из глади водного зеркала пруда. При работе Менажерного фонтана его водяной столб вздымал медный шар.
В 1772-1776 годах архитекторы Ю. М. Фельтен и И. Я. Яковлев полностью изменили композицию фонтана. Появились 16 фонтанирующих дельфинов из дерева и свинца и жестяная колонна с золочёными дисками с насадками для выпуска воды, приводящаяся в движение зубчатой передачей от вала водяного колеса, помещённого в декорированном туфом круглом кирпичном постаменте. Рисунок струй фонтана, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей, определил его название - «Солнце».
Во время Великой Отечественной войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен лишь в 1956 году.



Фонтан «Солнце» - один из двух механических с турбинным приводом фонтанов XVIII века в Нижнем парке Петергофа - сложное гидротехническое сооружение. Состоит из большой чаши, круглого постамента с шестнадцатью фонтанирующими золочёными фигурами дельфинов, вращающейся канеллированной бронзовой полой колонны высотой 3,5 м, заканчивающейся навершием с тремя сопряжёнными золочёными дисками, имеющими по краям 187 отверстий (форсунок) для выпуска воды, подаваемой к дискам под давлением. Вращение колонны осуществляется по принципу водяной мельницы: вода попадает на металлические лопасти колеса, находящегося внутри постамента, которое при помощи зубчатой передачи вращает колонну, заканчивающуюся распыляющими тонкими струями воду дисками.

Рядом же  с прудом и фонтаном - Вольеры:



Восточный и западный вольеры (Volière - птичник) - два павильона в Нижнем парке Петергофа, использовавшиеся в летнее время для содержания певчих птиц, помещённых в золочёные медные клетки. Оба вольера - единственные дошедшие до наших дней утилитарные деревянные постройки петровского времени.
Западный павильон устроен по другую сторону Монплезирской аллеи, восточный - рядом с построенным в тот же период фонтаном «Солнце», на противоположном берегу Менажерейного пруда, завершая ансамбль Менажерейного сада.
Обе постройки решены одинаково, в виде двенадцатигранных беседок с куполом над центральной частью. Железную кровлю завершает восьмигранная башенка, устроенная для естественного освещения. Широкие проёмы окон придают особую легкость, свойственную парковым беседкам того времени, что объяснялось их чисто практическим назначением: находившимся внутри птицам требовалась максимальная освещенность.
Павильоны строились по проекту зодчего Николо Микетти. Их создание началось в 1721 году, год спустя они были готовы. Стены вольеров облицевали туфом, ракушками и «изгарью» (отходы при выплавке чугуна), чем подчеркивалась их связь с природой. Изначально купола были обиты парусиной, в 1751 году её заменили листовым железом, снятым при перестройке Большого дворца.
Внутреннюю роспись исполнил художник Луи Каравак, изобразив мифических охотников - Диану и Актеона, а также орнаменты из распустившихся цветов и листьев.
В 1774-1776 годах восточный вольер стал частью деревянной купальни, устроенной здесь по проекту Юрия Фельтена. При этом наружные стены, с которых был снят туф, были обшиты прямоугольными филёнками. Возможно, что тогда же утратил своё исконное назначение, превратившись лишь в декоративное довершение сложившегося ансамбля, и второй павильон.
В 1821 году И. Кельберг воссоздал плафон восточного вольера, а в западном лишь подновил орнамент.
В 1926 году здание купальни, в которую был встроен восточный вольер, было разобрано; сам павильон был сохранён. Как и все парковые сооружения, вольеры сильно пострадали в годы войны. Лишь в 1959 году западный павильон вернули к жизни, восточный же до недавнего времени так и оставался без внешнего убранства.

Движемся дальше...



И приходим к Монплезирскому саду и Монплезирскому дворцу...



В центре каждого из четырех партеров, на которые делится Монплезирский сад, по замыслу Петра были устроены фонтаны "Колокола", украшенные золоченой скульптурой. Эти водометы создавались в 1721-1723 годах по чертежам Н. Микетти одновременно с центральным фонтаном "Сноп". Обветшавшие свинцовые статуи в 1817 году заменили бронзовыми. Восковые модели для них выполнил И. Мартос со слепков, хранящихся в музее Академии художеств.



Фонтан северо-западного партера Монплезирского сада украшен скульптурой молодого бога Аполлона, именуемого "Аполлино" и представляющего копию с античного оригинала IVв. до н.э. Восточнее находится партер, в центре которого статуя Психеи - копия оригинала, выполненного итальянским скульптором эпохи классицизма Антонио Кановой (1757-1822). Скульптура "Фавн с козленком" является копией с античного оригинала I в. до н.э. и украшает юго-восточный партер сада. Напротив, в юго-западном партере, установлен "Вакх" - копия с работы Якопо Сансовино (1486-1570) - итальянского скульптора и архитектора эпохи Высокого и Позднего Возрождения.



онтаны различаются не только скульптурой, но и основаниями: два пьедестала имеют форму вазы с рельефными акантовыми листьями, а два других - форму колонн с каннелюрами - вертикальными углублениями, желобками на стволе колонны. Автор пьедесталов - Н. Микетти.
Вода поднимается по трубам, скрытым в пьедесталах. Под скульптурой на постаментах укреплены диски с закругленными краями. Вода, соскальзывая с них, образует прозрачные водяные колокола, поэтому фонтаны и назвали на французский манер "Клоши" - "Колокола".



Спасенные в годы Великой Отечественной войны статуи сохранились до наших дней. Их пьедесталы, похищенные немецкими войсками, были воссозданы в послевоенное время.



В центре Монплезирского сада - фонтан Сноп:



Мощный и пышный фонтан "Сноп", поставленный в глубоком бассейне диаметром в 12 метров, является главным водометом ансамбля Монплезирского сада. Кордон фонтана был вытесан из пудостского камня и декорирован туфом, а дно бассейна выстлано черными и белыми мраморными плитами. Из туфового постамента, находящегося в середине бассейна, взлетает на высоту четырех с половиной метров центральная струя, вокруг которой бьют двадцать четыре наклонные струи, расположенные в два яруса. Они напоминают большой сноп тяжелых колосьев, осыпающихся прозрачными зернами.
Испокон веков на Руси сноп считали символом плодородия и богатства, и на языке аллегорий XVIII века этот фонтан стал олицетворением мощи и процветания Российской империи.



Из документов следует, что итальянский архитектор Н. Микетти сооружал центральный фонтан Монплезирского сада по недошедшему до нас чертежу самого Петра I. Гидротехническим устройством водомета занимался французский мастер Поль Суалем. Первая проба фонтана успешно прошла в апреле 1723 года.
По своему масштабу и художественному решению многоструйный и мощный водомет "Сноп" полностью соответствует размеру и облику "Монплезира" - любимого летнего дворца Петра I.



К западной Гостевой галерее "Монплезира" примыкает желтое одноэтажное здание "Екатерининского корпуса" -



Он был построен для императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф. Б. Растрелли в середине XVIII века. Дворец, оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения придворных балов, приемов и банкетов. В то время он носил название "Каменного корпуса". Имя "Екатерининский" более позднее и связано с памятью о дворцовом перевороте, возведшем на российский престол Екатерину II. В бытность великой княгиней она проживала в комнатах деревянного флигеля, пристроенного к "Каменному корпусу". Именно оттуда утром 28 июня 1762 года она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор с целью свержения своего супруга, императора Петра III. Об этом историческом событии напоминает мраморная статуя Екатерины II в Вестибюле дворца.



Вступив на престол, Екатерина II поручила архитектору Д. Кваренги переоформить пышные барочные покои елизаветинского "Каменного корпуса" в стиле благородной строгости классицизма. Новый цвет стен и определил названия помещений: Желтый зал, Синяя гостиная, Зеленая приемная. Единственная комната дворца, сохранившая отделку Растрелли без изменений, - Подогревальня.

Рядом с корпусом - фонтан-шутиха Диванчик:



Диванчики - два фонтана-шутихи с маскаронами в Восточной части Нижнего парка Петергофа вблизи дворца Монплезир. Диванчики созданы в 1721-1723 годах, это самые старые из шутих Петергофа. Архитектор - Николо Микетти (его чертежи собственноручно были исправлены Петром I), фонтанный мастер - Поль Суалем.
Фонтаны выглядят как привычные для XVIII века белые садовые скамьи с решётчатыми сиденьями. Спинки скамей украшены масками тритонов (скульптор придал тритонам антропоморфные черты, волосы взлохмачены, широко расставленные глаза испуганы и напряжены, хищный нос и раскрытый рот усиливают образ чудовищ) и туфовой горкой.



Перед скамьёй находится площадка, вымощенная гранитным булыжником, вдоль трёх сторон периметра этой площадки расположены трубы фонтанов. Из этих труб, из маски, а также из туфовых камней в середине скамьи периодически бьют водяные струи. Возникает «водяная арка», создаваемая струями, в центре которой оказываются посетители, рискнувшие вступить на мощёную булыжником площадку. В I четверти XVIII века эти шутихи назывались «мочильными местами», к ним вели крытые аллеи, ликвидированные к середине XVIII века. Гости покидали дворец «Монплезир» через флигели, а чтобы выйти на территорию парка, вынуждены были проходить через брусчатку у «Диванчиков». Фонтан окатывал водой разодетых дам и кавалеров.



В кустах - дворец Монплезир:



Монплезир (mon plaisir - «моё удовольствие») - дворец в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга. Памятник архитектуры стиля петровского барокко первой четверти XVIII века.
Монплезир строили в 1714-1723 годах по указанию и по рисунку царя Петра I. Дворец заложен 17 мая 1714 года на южном берегу Финского залива у самой кромки воды. Царь хотел, чтобы этот малый дворец, в отличие от больших парадных резиденций, напоминал бы ему любимую Голландию, чтобы из его окон было видно море и чтобы дворец казался кораблём, готовым отплыть в длительное плавание. Именно в этом месте побережья заболоченная местность сменяется почти морским пейзажем. В ясные дни от Монплезира виден Кронштадт. Дворец стал любимым загородным домом царя Петра. Когда он прибывал в Петергоф, то всегда останавливался в Монплезире. Здесь он чувствовал себя настоящим европейцем.



С Монплезиром связаны многие события русской истории. Дворец постоянно посещал Пётр I, здесь проводили приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии наук. Дворец активно использовали вплоть до времён правления Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.



Ныне в Монплезире представлена коллекция картин западно-европейских художников, собрание китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонной утвари первой четверти XVIII века. Также здесь хранятся некоторые личные вещи Петра I и полученные императором дипломатические подарки.

Долго ходим, пора и на часы взглянуть...



Первым ценителем и коллекционером солнечных часов в России считается Петр Великий. Благодаря Петру I в 1723 году первые садово-парковые солнечные часы Петербурга появились именно в Петергофе, вблизи дворца Монплезир, и представляли собой "медный циферблат на мраморном постаменте".
Уникальные солнечные часы, утраченные в Великую Отечественную войну, в 2021 году были воссозданы мастерами Петродворцового Часового Завода "Ракета" при поддержке ООО "ТоталЭнерджис Маркетинг Россия" на основании исследований, проведенных специалистами ГМЗ "Петергоф".

И вот выходим к Финскому заливу...



Финский залив (фин. Suomenlahti, эст. Soome laht, швед. Finska viken) - залив в восточной части Балтийского моря, омывает берега Финляндии, России и Эстонии. Западной границей залива считается воображаемая линия между полуостровом Ханко и мысом Пыызаспеа (находится возле острова Осмуссаар).
Площадь Финского залива - 29 500 км², длина - 420 км, ширина от 70 км в горле до 130 км в самой широкой части, средняя глубина - 38 м (максимальная - 121 м).



На берегах залива расположено несколько городов:
- в России: Санкт-Петербург (включая Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Ломоносов, Петергоф), Приморск, Сосновый Бор, Выборг, Высоцк, Усть-Луга;
- в Финляндии: Хельсинки, Котка, Ханко;
- в Эстонии: Таллин, Тойла, Силламяэ, Нарва-Йыэсуу, Палдиски.



Теперь двинемся (в следующем посте) к Большому каскаду...

Источники информации:
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontan_triton
https://putidorogi-nn.ru/evropa/898-fontan-triton
https://ru.wikipedia.org/wiki/Римские_фонтаны
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_rimskiye
https://putidorogi-nn.ru/evropa/900-rimskie-fontany
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_гора_(каскад)
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/kaskad_shahmatnaya_gora
https://putidorogi-nn.ru/evropa/899-kaskad-shakhmatnaya-gora
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontan_shutiha_vodyanaya_doroga
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубок_(фонтан-шутиха)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ёлочки_(фонтан-шутиха)
http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/marlyalleya.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Петру_I_(Петергоф)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонтик_(фонтан-шутиха)
http://win-petergof.narod.ru/Peterhof.doc/menajergaden.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнце_(фонтан)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вольеры_(Петергоф)
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontani_kolokola
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/fontan_snop
https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_ekaterininskiy_korpus
https://ru.wikipedia.org/wiki/Монплезир

Продолжение следует...

Санкт-Петербург, Россия

Previous post Next post
Up