В сегодняшнем Евангелии на Литургии был зачитан классический "темный" отрывок - одно из неявных мест Писания. Читателям блога предлагается одно из прочтений, как обычно, не претендующее на полноту. Для начала сам текст:
23 Сего ради уподобися Царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими.
24 Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант:
25 не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати.
26 Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам.
27 Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему.
28 Изшед же раб той, обрете единаго (от) клеврет своих, иже бе должен ему стом пенязь: и емь его давляше, глаголя: отдаждь ми, имже (ми) еси должен.
29 Пад убо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти.
30 Он же не хотяше, но вед всади его в темницу, дондеже воздаст должное.
31 Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая.
32 Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси:
33 не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах?
34 И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой.
35 Тако и Отец мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их.
Самое начала притчи словами "уподобися Царствие Небесное человеку царю..." говорит о так называемой "практической философии", как основной направленности притчи, а не морально-нравственной, как легко может показаться на первый взгляд, при ее буквальном прочтении.
"Практическая философия" - термин, означающий у святых отцов делание или "деятельное любомудрие". Практическая сторона достижения Царствия весьма подробно раскрыта в притче.
Мы ясно увидим это, если мы попробуем отойти от чувственного плана.
Должник - человек, душа.
Тьма талант - дарования человеку данные уже и не данные, по причине нерадения, но по-прежнему готовые для него.
Повеление Господа продать жену и детей и все, что имел - не имея плодов этих дарований человек получает от Бога повеление отказаться от пристрастия к видимым вещам, телесным удовольствиям, миру. Мы найдем много параллелелей этим словам, т.е. этой заповеди, в др. местах Евангелия.
Пал раб тот, кланяяся и говоря: потерпи на мне - человек умолил Бога через телесное делание: подвижничество и покаяние.
Милосердовав Господь раба того - дав ему еще время на принесение плода от дарований Своих - на просвещение души и обожение всего человека.
Единый от клеврет своих (называемый в конце притчи также и братом) - ум.
Падение слуги на ноги его - указывает на тяжесть ума, невозможность простираться горе, т.е. в созерцания.
Сто пенязь - требуемый человеком "стократный" плод ума - созерцания высших ступеней , т.е. богословие. Сейчас. Немедленно. Все и сразу.
Моляше его, глаголя: потерпи на мне, и все отдам тебе - совет ума о "принесении плода в терпении", после чего станет возможной "стократная" отдача долга ума - его просвещение и легкость восхождения к Богу.
Он же не хотел - человек не захотел идти путем терпения, путем святых отцов, требующим времени.
Вед, всади его в темницу - человек оставляет свой ум во мраке, не заботясь о его просвещении.
Отдал его мучителем - Бог предает человека искушениям для его исправления.