Далеко не все, что пишет архимандрит Рафаил (Карелин), принимает мое сердце. Среди прочего есть у него и такая, кмк, спорная фраза:
"Говорить о вере следует тогда, когда вас спрашивают об этом и ваш ответ принимают. Если начинаются возражения и споры, то, значит, человек не готов воспринять дух и учение христианства. Христианство нельзя передать как науку или доказывать как философию. Христианство воспринимается сердцем; а если человек не чувствует его живительной силы, то внешние доказательства бесполезны. При земной жизни Спасителя многие очевидцы Его чудес не поверили в Него как в Мессию. Поэтому берегите мир собственного сердца". Архимандрит Рафаил (Карелин)
****
История христианской цивилизации знает много примеров ярчайших полемистов, отстаивавших, зачастую в самых горячих спорах, истины православия. Среди самых известных: три вселенских учителя Церкви - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, свв. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Максим Грек, и многие другие. Кто-то громил ариан, или еще каких-нибудь еретиков, которых согласно апостольскому наказу необходимо было после второго-третьего внушения отвращаться. А как их было отвращаться, когда они разрывали Тело Христово? И спорили, и доказывали.
Кто-то просвещал язычников, не покоряющихся истине, убежденных идолопоклонников с веками выстроенной идеологической базой. И там не обходилось без возражений и споров.
Как было не исправлять заблуждающего брата во Христе? А взять наши реалии, когда большинство крещены, но уклонились от веры. Отрицания Бога вроде бы нет, но есть раздирающие душу сомнения, предрассудки, духовное разленение. Как не тратить время на ближних, где надо - убеждать, где-то и доказывать, и спорить?
Человек может не чувствовать живительной силы Православия по причине большой окаменелости сердца. Тут-то и надо пробить, достучаться до его сердца, как сказал Апостол: "проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением" (2 Тим, 4,2).
Хотя и ох как не хочется порой тревожиться. Хочется поберечь мир собственного сердца. Но Бог быстро восстанавливает это мирное устроение и часто как-то особенно утешает Своего раба, даже и против воли отдающего силы своей души ради ближних.