Это не простые слова. Они очень важные. Одно время они виделись хорошим названием для этого блога. В них сокрыто многое: история христианства, подвижничество, взлеты и падения многих христиан. Все тех, кто шел по жизни с Его именем и во Его имя.
Сегодня мы празднуем день, в который Христос вошел в Иерусалим. Этот день касается каждого, потому что он должен исполниться в жизни каждого из нас. А иначе, зачем мы и родились? Если Бог за всю нашу жизнь так и не вошел в наш Иерусалим. Наш суетный, очень торговый, переполненный всем свойственным большому городу, Иерусалим.
Иерусалим - душа каждого человека. Святые отцы единодушны в этом. Все Писание насквозь пропитано данным значением этого слова.
Вспомните Псалтирь: "Наде́ющиися на Го́спода, я́ко гора́ Сио́н: не подви́жится в век живы́й во Иерусали́ме". (Пс. 124,1).
Или это место: "Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме" (Пс. 134, 21).
Или это: "Зи́ждай Иерусали́ма Госпо́дь, разсе́яния Изра́илева собере́т. Исцеля́яй сокруше́нныя се́рдцем и обязу́яй сокруше́ния их". (Пс.146,2).
Господь въехал в него на осленке. Какой необычный символ. Святитель Игнатий Брянчанинов видел в нем сразу два смысла.
Первый: "Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты:
здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе, изображает язычников.
Одежды апостолов - это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом".
И второе значение: " И еще другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нем вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим
[7]."
Толпа кричит Ему слова из 117 псалма "Благословен грядый во имя Господне" в исключительно телесном смысле, видя в Нем Мессию, Который избавит народ Израильский от телесных врагов. Та самая толпа, которая вскоре будет кричать: "Распни Его! распни!" - не понимала смысла произносимых слов, обращенных Богом и к каждому из нас.
"Благословен грядущий во имя Господне" - идущий с именем Божиим по жизни, благословен. Идущий по причине Его имени и ради Его имени, благословен. Благословен, сделавший Его имя, а значит и Его Самого, центром своей жизни.
А дальше в Иерусалиме происходит следующее.
Войдя в город Господь отправляется в храм, откуда изгоняет торгующих (Мф. 21,12).
Войдя во Иерусалим нашей души, Бог проходит в храм нашего сердца, где бичом изгоняет распродающих по кусочкам нашу жизнь и благодать, в то время как этот храм должен был сделаться "домом молитвы".
Бич здесь также символизирует имя Его, сильно бичующее демонов, при достижении молитвой необходимой сердечной глубины.
В этом событии заложена простая христианская истина. Жизнь христианина - это непрерывная война. Но победить в ней невидимых врагов и страсти мы сами не в состоянии.
А как? Нам и было показано в этот памятный для Церкви день - пустив Христа в свое сердце, через исполнение заповеди.