Данный пост обращен, прежде всего, к делателям. А таковые среди читателей данного журнала есть. Есть одно важнейшее и очень потаенное место в Евангелии от Марка:
24 И глаголаше им: блюдите что слышите: в нюже меру мерите, возмерится вам, и приложится вам слышащым:
25 иже бо аще имать, дастся ему: а иже не имать, и еже имать, отимется от него.
Эти слова Христа стоят в Писании между притчей о сеятеле и светильнике и перед продолжением темы сеяния: "И глаголаше: тако есть Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю, и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он. (Мк. 4,25)."
Все эти слова и притча относятся к христианскому внутреннему деланию. Но почему же они были прерваны, чтобы особо сказать о мере? Мере чего? И как эта мера относится к теме делания?
Эта фраза становятся яснее, если понять, что эти слова Спасителя о мере находятся в прямой связи со следующим местом: От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е: (Мф. 11,12)
Нуждницы - употребляющие усилие и нудится - силою берется. В данном отрывке говорится об усилиях со стороны человека - той малости, что зависит от нас.
В рассматриваемых нами словах Христа говорится о мере этого усилия. Смысл слов Спасителя следующий: "Блюдите (вниманием и трезвением) слово делания. В меру усилий, отмеренных вами на него - отмерится вам и приложится вам, делающим. Потому что имеющему делание - дастся, а неимеющему - отнимется от него".
Итак, что же такое есть отмеренное усилие во внутреннем делании?
Когда христианин пребывает в этом подвиге, требующем, как сказано, терпения и усилий, то со временем его молитва становится более размеренной. Он начинает более заботится о хранении внимания и чистоте молитвы, что очень важно. Но в стремлении достичь чистоты, его усилие может ослабевать: интенсивность и напряженность молитвы падает. При этом происходит обратный эффект: при снижении напряженности молитва более внимательной не становится. Ей как бы не хватает труда и пота - дополнительных усилий.
Когда христианин вспоминает о требуемом от него труде и прилагает его, то все встает на свои места: и внимание (блюдите, что слышите), и все, что вытекает из этой нужной и выделенной им по его произволению меры усилий - прежде всего, даруемая ему от Бога самодвижность молитвы в течение дня, и в дальнейшем.