Конец цивилизации начнется с боевых роботов - ч.2

Feb 07, 2015 13:25

Продолжение. Начало здесь

Терминаторы будущего

Перспективным направлением является создание безэкипажных систем, или боевых роботов. Они особенно ценны для западных армий, которые патологически боятся человеческих потерь. Уже сейчас широко используются роботы-саперы, правда в основном спецслужбами. США разрабатывают транспортный робот, уже демонстрировали публике робота «AlphaDog», который должен носить за пехотой груз. Однако он оказался бесполезен, потому что очень шумный и поглощает много топлива. Тем не менее это очень важное направление. Кроме транспортного робота, армию интересуют роботы-пехотинцы и танки. Особо ценный вариант - переделать старые танки в роботов для прорыва обороны противника. Потерять такой танк будет не жалко.


С роботами-пехотинцами дело обстоит сложнее, так как, как бы это цинично ни звучало, пехотинец-робот должен быть дешевле пехотинца-человека. Сейчас на Западе есть роботы, которые используются для обороны стационарных объектов и полноценными роботами-пехотинцами они считаться не могут. Самая большая проблема с роботами связана со связью и управлением, это касается как наземных роботов, так и беспилотников. При потере связи с оператором робот теряется или, в худшем случае, захватывается противником. Решить эту проблему пока невозможно, потому что средства радиоэлектронной борьбы развиваются быстрее, чем робототехника.



Станут ли роботы пехотинцами, еще не известно

Кадр из фильма «Я, робот»
Другой вариант - создавать автономных роботов, но с ними другая проблема: нужна сложная система программирования, чтобы они опознавали своего и чужого, и различали цели. Кроме этого есть философская проблема: если робот телеуправляемый, то это человек убивает человека новым способом, а если автономный, то, значит, робот получил право убивать человека. Через это скорее, чем через ядерную войну, человечество придет к своему концу. Тем не менее их будут разрабатывать активно.
Новый бог войны

Авиация после побед США в Ираке и Югославии стала новым богом войны, но именно ее коснулось подорожание техники. При этом истребители дошли до пика своего развития, по многим параметрам даже начался откат назад. Максимальные скорости полета истребителей были достигнуты в 60-е годы, теперь они только снижаются. Полет на максимальной скорости никому не нужен: самолет жрет огромное количество топлива и не может совершать никаких маневров. Прорывом считается создание истребителей пятого поколения, к которым предъявляется много самых разнообразных требований, в частности сверхзвуковая крейсерская скорость, сверхманевренность, практически полная невидимость, ракурсность вооружения, полная ситуационная осведомленность и более низкая цена, чем у самолетов четвертого поколения.

Американцы являются также пионерами в этой области, именно они выработали эти требования к самолетам и создали F-22 и F-35. Последние требование выполнить не удалось: у самолетов пятого поколения выдающиеся характеристики и цена тоже выдающаяся, что делает истребитель практически неприменимым в бою. Если с двух сторон будут участвовать истребители пятого поколения, то они не смогут обнаружить друг друга на больших дистанциях и дальний воздушный бой снова уйдет в прошлое, будет вестись преимущественно dog-fight, как называют ближний бой американцы. В таких боях потери всегда очень высоки, и истребители стоимостью по 100 миллионов долларов, и истребители, созданные в лучшем случае в количестве нескольких сотен или даже десятков, будут уничтожены мгновенно. Поэтому сейчас сказать, насколько хороша идея создания истребителей пятого поколения, сложно. Может быть, это идея тупиковая, а может быть гениальная.



Истребитель-бомбардировщик F-35 способен связыватся с другими боевыми аппаратами для построения полной картины боя

Фото: Samuel King Jr / Flickr
Сегодня речь идет уже и об истребителях шестого поколения, которые очевидно должны быть сверхзвуковыми и очевидно беспилотными - совершенно непонятно, как это будет достигнуто в реальности. Сейчас среди истребителей рекордсменами являются F-16 и Су-27, это истребители четвертого поколения, которых сейчас создано больше всего - это самый простой путь и, очевидно, он и дальше будет эксплуатироваться.

Что касается бомбардировщиков, то класс фронтовых бомбардировщиков умер, полностью слившись с истребителями - самолетами многоцелевыми. Стратегические же бомбардировщики сохранились, естественно, в трех главных странах мира: США, России и Китае. Есть несколько концепций развития таких самолетов, которые по сути уже реализованы, их только можно развивать дальше. Носитель большого количества крылатых ракет, дозвуковой самолет большой грузоподъемности, который не будет входить в зону противника (именно в этом его преимущество). Этого типа самолеты B-52 и Ту-95. Другие две концепции рассчитаны на прорыв ПВО. Это либо сверхзвуковой низковысотный типа Ту-160, либо высотный, основанный на невидимости Б-2, в последнем случае цена становится абсолютно запредельной. Какая из этих концепций в какой стране будет выбрана, сейчас трудно сказать.

Класс штурмовиков, то есть самолетов, работающих непосредственно над полем боя, более или менее тоже умирает. Он ограничен двумя самолетами - А-10 американским и нашим Су-25, новые специализированные штурмовики никто не создает, зато появился очень необычный класс легких штурмовиков, которые создаются на базе сельскохозяйственных самолетов - в Америке это направление развивается. Это самолеты HC-208 и «воздушный трактор» AT-802, плюс появился специализированный легкий штурмовик «Скорпион». Они рассчитаны исключительно на противопартизанскую войну, потому что не могут работать при наличии у противника хоть какой-нибудь ПВО. Но поскольку противопартизанская война очень популярна, то эти самолеты занять свою нишу вполне могут. Классические же штурмовики заменяются, во-первых, боевыми беспилотниками, во-вторых, ударными вертолетами.
Незаменимая «стрекоза»

Вертолет - машина очень уязвимая, но при этом настолько универсальная, гибкая, маневренная, что никакой замены ей не может быть в принципе. Очень показательно, что наш Ми-8 пошел в производство в 1961 году и будет производиться еще неизвестно сколько. Он, конечно, видоизменился за это время, но кардинально модернизировать его смысла нет. Американцы в 1994-м закрыли производство «Апачей», вместо них предполагая создать футуристический вертолет «Команч», а потом поняли, что в этом нет никакого смысла: новый вертолет очень дорогой и все равно чрезвычайно уязвимый. Поэтому они закрыли программу и в 2005-м возобновили производство «Апач». Единственная попытка модернизировать вертолеты - это добавить винт тянущий или толкающий и увеличить тем самым скорость до 400 километров в час.
Возрождение графа Цеппелина



Возможно, дирижабли ждет второе рождение

Фото: David Axe / Flickr
Для возрождения дирижаблей есть все условия - несущим газом стал безопасный гелий, а не водород, который погубил старые дирижабли. При этом появились новые материалы для оболочек. У дирижабля огромные преимущества: он может летать месяцами, он может быть как пилотируемым, так и беспилотным, ему не нужны взлетно-посадочные полосы, он может нести нагрузку гораздо большую, чем любой самолет, он может заменять спутники связи, транспортные машины, аппараты дальнего радиолокационного обнаружения и даже средства ПВО. Недостатки: небольшая скорость, дороговизна гелия, а главный недостаток - плохая репутация, все вспоминают его историю 30-х.
Бум на беспилотники

Беспилотники сейчас создают даже в тех странах, где нет армии. В первую очередь создаются самолеты-разведчики, которые существуют в широчайшем диапазоне от высотных, летающих по несколько суток, до микробеспилотников, которые запускаются с руки. Сейчас популярно направление по созданию беспилотников размером с маленьких птиц и даже насекомых. Без дронов никакая война невозможна: именно они дают армиям всю необходимую информацию.



Беспилотные летающие аппараты (дроны) уже сейчас способны выполнять разведывательные и ударные задачи

Фото: Rob Shenk / Flickr

Но больше всего военные заинтересованы в создании боевых беспилотников, которые заменят штурмовые самолеты. Проблемы с ними такие же, как и с роботами. Существует два вида боевых американских беспилотиков Predator и Reaper, они применяются широко, но исключительно в противопартизанских войнах, так как это легкая жертва любого ПВО. Таких аппаратов было потеряно больше 100 из них боевые потери всего 20. Полноценными боевыми машинами они не являются. При всем интересе к ним, пилотируемую авиацию они не заменят.
Проблемы ПВО

Наземное ПВО имеет огромное значение в связи с развитием авиации. Сейчас перед ПВО стоят две противоположные задачи: появление высокоточных боеприпасов крылатых ракет большого радиуса действия, которые создают для ПВО непосильную задачу, когда она борется не с носителями, а с боеприпасами. Такая борьба автоматически проигрывается, так как истощается боекомплект. Эту проблему решить можно с помощью развития дальности стрельбы, но до этого придется улучшить дальность определения РЛС. Но здесь не все беспросветно. Противоположная задача - борьба ближнего действия с прорвавшимися высокоточными боеприпасами и беспилотниками, в том числе микробеспилотниками. Против них ЗРК бесполезен. Решением этой проблемы является радиоэлектронная борьба или, второй вариант, - лазер.

Флот является инновационным видом вооруженных сил, потому что корабли крупные и хорошо обеспечены энергией. В них можно много всего вместить. Самые перспективные - это подводные лодки. Им есть куда расти и по глубине погружения, и по скорости, по скрытности, по номенклатуре и количеству вооружений. Сейчас появились воздухонезависимые энергетические установки различных типов для неатомных подводных лодок, которые могут вообще не всплывать на поверхность и при этом они дешевле атомных и у них нет такого шумящего элемента как контур охлаждения реактора. Они получат хорошее развитие, что уже происходит в Японии, Германии, Швеции. В России тоже есть проект такой лодки - 677 «Лада».

Авианосец после «Нимица» развивать больше некуда, кроме главного на авианосце, то есть авиации. Крупные надводные корабли получили новое развитие после появления в США системы «Иджес» - установок вертикального пуска. Когда к одновременному пуску готовы сотни ракет, причем разного типа. Это дало кораблям совершенно новое качество, они больше не охранники авианосца, а самостоятельная мощная ударная сила. Причем это не только крейсера и эсминцы, а фрегаты. При этом поменялся принцип, это уже не флот против флота, а флот против берега.

Противокорабельные ракеты отмирают, скорее всего, их заменит артиллерия. Например, на эсминце Zumwalt установлено новое противокорабельное оружие, с дальностью стрельбы почти 200 км. Малые надводные корабли: корветы и ракетные катера, по поводу которых была эйфория в 60-70-е, развитие сейчас получить не могут. У них слабое ПВО и ограниченные возможности. Они необходимы только развивающимся странам или странам со сложной береговой линией (Швеция, Норвегия). Только эти катера останутся классическими носителями противокорабельных ракет.

Американцы сейчас активно развивают безэкипажные подводные аппараты для борьбы с подводными лодками. Такой аппарат будет полностью автономным, пока для него создается программа. Если в итоге он будет создан, то на его базе появятся и наземные, воздушные и прочие боевые роботы. Тут и придет конец цивилизации.
Революционные концепции

По поводу тектонического и климатического оружия имеется масса антинаучных спекуляций. Любые исследования по нему засекречены. Но факт в том, что человечество сейчас не имеет возможности такое оружие создавать, потому что соответствующие природные процессы плохо изучены и главное, что человек не располагает энергиями, необходимыми для этих процессов. Разговоры про такое оружие - спекуляция. Более вероятное оружие - электромагнитное, которое «убивает» всю электронику, после чего армия возвращается даже не во Вторую, а в Первую мировую войну, потому что сейчас ни один самолет не взлетит без электроники. В развитии этого оружия далеко продвинулись в США и России. Такое оружие может быть сдерживающим фактором не хуже ядерного.

Тут

оружие, войнa, этот безумный…безумный..и т.д.

Previous post Next post
Up