Укр. вопрос рушит не только жилые кварталы.
Крепкие украинские семьи испытывают на себе евангельское "И враги человеку домашние его", доходя до распада и полу-распада на почве выбора более правильного объекта для ненависти. Ну семьи в конце концов разберутся - есть еще аполитичных разводов у нас.
А вот когда разделяются по укр. вопросу православные, не еретики-униаты, не раскольники-филаретовцы, а члены Русской или Украинской Православной Церкви, прихожане одного храма, причащающиеся из одной чаши - это уже серьезней.
По счастью, при всем накале эмоций, вопрос кто прав и виноват очень просто разрешается при помощи святых отцов. Должны же современные православные признавать ну хоть какие-то духовные авторитеты, иначе совсем беда.
Таким непререкаемым авторитетом святости в 20 веке обладал и обладает преп. Лаврентий Черниговский.
Батюшка из Чернигова говорил об украинстве так: "Преподобный Лаврентий говорил настойчиво и строго, с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины."
И еще так: "Иудеям очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали сначала завоеванные поляками и отданные им в аренду русские земли Малороссия. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и назвали Окраиной. Слово окраина - это позорное и унизительное слово! Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название русский, навсегда оторвались от Святой и Православной Руси".
И так: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте.
И наконец: "В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
Если мы помыслим в чем корень "Окраинства" и попытаемся его рассмотреть, то увидим буйные заросли банальной гордости: мы особые, мы свободные, мы чистоплотнее, мы чистокровнее, мы древнее, мы умнее и так далее. Одно мы то, мы се.
Дух не тот. Мой знакомый, снимая со своего полугодовалого сына стеганый комбез, говорит при этом: "Ну-ка давай свой ватник. Эх, ватники мы с тобой, ватники…"
Вот вкратце в чем отличие украинства от русской идеи. Она хотя и гораздо шире, но в то же время смиреннее. Ее широта - лишь широта охвата, но это не самолюбование. В ней нет упоения собой, но присутствует самоирония. Русская идея - идея святости, понимаемая как поиск Царствия Божьего человеком в самом себе. Святость же недостижима без своего основания - смирения.
Здесь, на Руси, в меру всего: скорбей, раздолья и веселья, креста и крестов, любви, несправедливости. Это способствует поискам. И здесь эти поиски всегда было вести сподручней.
А "украинцы" подумали, что уже нашли нечто. Подумали, что" богаты и не имеют нужды", забыв, что они "слепы, нищи и наги".
Мы пока еще нет. Пока вся разница прежде всего в этом.
,