Аннотация: продолжаю серию статей о странностях в системе управления и принятии решений, начатую вчерашним постом о в
оронежском расширении дороги. Это статьи для тех, кто правда хочет понять как на самом деле работает система управления государством/городом, и не хочет развесив уши слушать популистские предвыборные враки отдельных политических деятелей. Не люблю примитивизм, так что я серией статей буду пытаться дать пищу для размышлений.
Жители Самары несколько удивлены
заявлением министра транспорта РФ М.Соколова о том, что ему нравится идея доставки туристов в город Самару из аэропорта Курумоч речным транспортом. Это опять таки тот случай, когда не надо жить в Самаре, а достаточно посмотреть на спутниковый снимок местности. Знакомьтесь -
аэропорт Курумоч. Пытливый глаз заметит, что от него до ближайшей воды как минимум 10 км по прямой. Самарцы это знают и так, поэтому их удивление и бурный восторг планами министра понятен :)
Однако у этой темы есть своя логичная история. И в отличии от предыдущей странности, эта история никак не связана с коррупцией, зато связана с моей бурной деятельностью :) Рассказываю, как было дело.
На момент выбора России страной-хозяйкой ЧМ-2018, остро встал вопрос транспортного обслуживания этого мероприятия. И тут было очень хорошо, что я над ним сел думать сразу, еще когда предполагалось строительство стадиона на острове Коровий. Проблема была в удаленности этой точки от аэропорта, не позволяющей обеспечить доставку гостей в разумное время. При этом, на большую часть гостей никаких требований по времени доставки не выдвигалось, а вот на ВИП-персон требования были, причем достаточно жесткие. ВИПов ожидалось мало, но они должны были прилететь в аэропорт, и сразу же направиться из него на стадион. К их перевозке предъявлялись жесткие требования безопасности, исключающие доставку вертолетным транспортом (при том, что сама вертолетная площадка в составе стадиона все равно должна быть - но для экстренных служб, а не для ВИПов). Уже тогда меня посетила мысль использовать для перемещений ВИПов речной транспорт.
Затем стадион перенесли на стрелку рек Волги и Самары. Это в 47 км по дороге от аэропорта, причем большая часть пути проходит через город. Мягко говоря такие перевозки невозможно провести автомобильным транспортом в 40 минут, которые предлагались как ориентир. Замечу, что самого требования 40 минут оформленного документально не существует, хотя в Самаре его в ту пору очень любили обсуждать. Есть время доставки команд из аэропорта в гостиницу в течении 40 минут, а вот про маршрут аэропорт-стадион никаких явных требований в Главе 11 Заявочной книги не прописано. После переноса места проведения мероприятия на стрелку мэрию Самары запросили о том, какие мероприятия по транспортному обслуживанию должны быть сделаны, чтобы город соответствовал требованиям ФИФА и Минспорта РФ. Эта задача должна была решиться в кратчайшие сроки, так как предполагалось выбывание части регионов из числа городов-участников, и позиции Самары были очень зыбкими именно из-за вопросов транспорта.
Тогда я реанимировал идею по речной доставке ВИПов, и написал для нее большое обоснование. Предполагалось, что ВИПы пересаживаются с самолета на автобус непосредственно на летном поле аэропорта Курумоч, после чего доставляются к причалу скоростных речных судов в поселке Волжский (в устье реки Сок). Далее идет пересадка на речные суда, которые без пробок и проблем с безопасностью, доставляют большое число людей на стадион примерно за 30 минут. Суммарное время, пусть и чуть-чуть притянуто (полагалось что ВИПы будут пересаживаться с транспорта на транспорт практически со спортивным азартом), но укладывалось в 40 минут. Тут надо пояснить, что на момент написания концепции у меня никаких особых знаний по типам современных судов не было, а времени на составление всей концепции мне был дан целый один день. Так что над формулировкой можно посмеяться, но она тем не менее, отражала суть предложения точно.
Это решение спасало город в его борьбе за право обслуживания мероприятия, так как с ним мы выписывались во все официальные требования и пожелания со стороны ФИФА и Федерального центра. Естественно, что эта идея понравилась Правительству Самарской области. В связи с этим было поручено проработать вопросы транспортного обслуживания более детально, и представить свои соображения. Тут у меня уже был запас времени, так что я выяснил, что никаких судов на воздушной подушке или подводных крыльях тут не требуется, а требуется современное судно типа А45, которое производится в России. На заводе несколько обалдели от моего звонка, и самого сообщения, что в рамках обслуживания ЧМ-2018, возможно, будут использоваться скоростные речные суда. Завод ни сном ни духом не подозревал о том, что в Заявочной книге ЧМ-2018 четко написано, что в городах Волжского кластера рекомендуется использование речного транспорта. Но они порадовались, и сразу прислали мне кучу презентаций про свои суда, картинок, и проконсультировали по тому, какие мы сможем получить скорости сообщения. Срок поставки они брались выполнить. Так что Министру транспорта СО пошло вот такое письмо:
В дальнейшей проработке совершенно логично родилась идея доставки и простых пассажиров на чемпионат на скоростных речных судах, по крайней мере с Сызрани и Тольятти. Опять же были просчитаны эти вопросы, рассчитано, что суда, которые будут использоваться для доставки ВИПов потом пойдут на обслуживание внутриобластных скоростных речных линий. К моменту конференции в Москве, в которой стоял вопрос обслуживания транспортных мероприятий, Самара представила соответствующий доклад. Предполагалось, что речной транспорт будет использован для связи стадиона с Тольятти и Сызранью, а также для сервисных перевозок в рамках ЧМ-2018: между стадионом и устьем Сока (то есть в аэропорт), и между стадионом и Коровьим (там планировалось разместить базы команд на тот момент). Уже к этому моменту было ясно, что собственных средств на все эти радости у области не будет, и нам надо искать возможность вписаться в какие-то федеральные программы.
Идея дать толчок развитию внутриобластных речных сообщений, используя ЧМ-2018, естественно всем очень понравилась. Потому что это правда направление за которое обидно, и просто перманентная сирота - никогда не находится денег на него. Так что Министерство транспорта Самарской области тоже очень загорелось этой идеей, и стало прописывать вопрос речной доставки в рамках ЧМ-2018 во все программы, естественно, подразумевая в уме, что это делается в первую голову как задел на будущее для области и города. Причалы судов и перевозки речным транспортом вошли в план территориального планирования площадки стадиона, и прошли все необходимые расчеты и согласования. К этому был готов и Минстрой области, и куратор темы в Минспорта. То есть все шло к тому, что мы используем ЧМ-2018 для возрождения речного сообщения на Волге. Вот как выглядела эта тема в отчете по планированию транспортного обслуживания стадиона:
Только вот осенью прошлого года место размещения стадиона опять поменяли. На сей раз его решили размещать на площадке радиоцентра. Вот вам,
опять же, карту. Это гораздо ближе к аэропорту, и очень далеко от воды (3 км). То есть задача перевозки ВИПов теперь полностью решается автомобильным транспортом. А вот задача перевозки ВИПов речным транспортом по маршруту Курумоч-автобус-причал Сок-судно А45-причал у стадиона-автобус-Стадион становится просто абсурдной. При этом причал в рамках территориального планирования зоны вокруг стадиона запланирован, так как стадион оказался на большом удалении от центра города. Ну не отказываться же из-за этого, от совершенно разумных планов развития речного пассажирского сообщения в Самарской области! Ну нам же нужны в конце концов не линии с аэропорта, а линии с Сызрани и Тольятти!..
Поэтому во всех планах и проработках речной транспорт, пусть и несколько за уши, но продолжили тянуть. При этом, как мы помним, собственных денег у области на это счастье нет. Нужна федеральная помощь. Поэтому акценты в этой работе должны быть ясные для федерального центра. А ясные акценты - это доставка людей на ЧМ-2018. Поэтому задачи создания причала на реке Сок меняются, с доставки ВИПов на просто быстрое сообщение с центром города. Планируется линия для связи речного вокзала с причалом стадиона. Ставится вопрос речного сообщения Самара-Тольятти и Самара-Сызрань. И готовый пакет предложений идет Министру транспорта РФ Максиму Соколову.
В итоге на совещании по развитию речного судоходства в ПФО, министр этот план поддерживает, а губернатор Самарской области, совершенно справедливо напоминает, что без федеральной помощи всех имеющихся задач решить невозможно. В итоге СМИ получают информацию о том, что будут открыты линии скоростных речных судов, и приводят слова министра о том, что туристам будет интересна линия из аэропорта Курумоч. Так как самарцы не знают всей описанной предистории, то это сообщение ставит их в тупик.
То есть в отличии от предыдущей истории, когда я писал о Воронеже, тут разгадка казалось бы нелогичного заявления властей совершенно логичная и простая. Нет тут никакой коррупции, нет здесь "рисования планов не посмотрев на карту" - здесь есть здравая попытка привлечь средства на развитие важного направления, используя ЧМ-2018 как повод для этого важного дела. То есть Минтранс Самарской области и Губернатор - молодцы, что пробивают эту тему, а Министр транспорта Соколов молодец, что одобрил идею, и немного прикрыл глаза на некие ее слабые моменты, понимая важность самой задачи.
Ну, как некоторые, наверное, догадались - целой серией статей о неочевидных методах управления я готовлю читателей к более философским статьям о том, как все работает в системе управления на практике... Но это потом.