Полеты, билеты и тарифы авиакомпаний: как и что делать?

Jun 30, 2013 02:17

Аннотация: А давайте поговорим о тарифах на авиабилеты и вообще об авиабилетах.

Для начала важная мысль - покупая билет вы оплачиваете по сути две разные услуги. Услуга первая: перевозка вас из точки А в точку Б самолетом. Услуга вторая: условия вашего размещения и обслуживания на борту самолета. Весь спектр тарифов авиакомпания так или иначе отражает разные комбинации этих разных по своей природе услуг. Например, вы можете просто купить билет в Милан, чтобы полететь туда когда вам в голову взбредет в течении года; можете купить такой билет, на конкретные даты, но с возможностью их изменить заранее или отказаться от полета; а можете именно на конкретные даты - сдать его еще получится, а вот за любое изменение дат нужно будет доплатить до существующих тарифов. Естественно, что авиакомпании выгоднее всего для планирования твердо знать сколько у нее летит человек и когда, так что последний тариф - будет самым дешевым, а первый - самым дорогим.



Вторая шкала - комфорт на борту. Как мы заем есть бизнес, есть эконом. Сейчас часто делают еще третий класс обслуживания. Например на трансатлантике у Трансаэро будет первый класс, бизнес класс и эконом класс. А у аэрофлота будет бизнес класс, комфорт класс и эконом класс. В случае эконома он часто делится на дополнительные подкатегории, например, в отдельных денег может стоить размещение в ряду у аварийного выхода, так как там больше места для размещения ног. Класс обслуживания на борту и класс тарифа для условий выбора дат полета между собой в общем то никак не связаны. То есть бывает эконом, на котором можно полететь "с открытыми датами", и бывает бизнес, который без серьезных штрафов вернуть не удастся.

Далее на ваш билет сверху будут дописаны таксы и сборы. Они не зависят от класса обслуживания и типа тарифа. Главные сборы - это топливный сбор, сбор за услуги систем бронирования, сбор за обслуживание в аэропорту, страховой сбор и далее в зависимости от законодательства страны вылета/прилета. Большая часть этих сборов - возвратные. То есть даже если вы не воспользовались билетом, то авиакомпания вам должна будет их вернуть по вашему заявлению. При этом у нас в стране встречаются забавные сборы, которые не возвращаются ни при каких обстоятельствах. Классика этого жанра - "таксру" - сбор в 40 рублей, который стоял "за выписку бланка билета". Он был невозвратным. Даже после перехода на электронные билеты алчные авиакомпании от него не отказались. Даже на самых дорогих тарифах аэрофлота, подразумевающих полный возврат билетов без штрафов, авиакомпания требовала заплатить ей 40 рублей... Этот бред в аэрофлоте прекратился только в прошлом году. Так что даже если вам обещают "вернуть все", то могут быть некоторые национальные особенности ;)

Таким образом, если вы решили лететь - то вам надо выбрать две вещи: каким классом комфортности вы летите, и какие условия по изменению дат вас интересуют. Если вы хотите сравнить стоимость поездки с поездкой на поезде или автобусе, то надо учитывать, что авиакомпании в рекламных целях обычно не включают в информацию о стоимости билета стоимость сборов. А они могут составлять значительную величину.

Чтобы иметь возможность как-то все эти миллионы параметров держать "в голове", у авиакомпаний и агентств по бронированию билетов есть доступ к системам бронирования и продажи билетов, которых имеется некоторое множество. Самые ходовые из них Сэйбр (использует аэрофлот и большинство американских компаний), Сирена (используется маленькими российскими авиакомпаниями, так как это наш региональный продукт), Амадеус (использует Трансаэро), Габриэль (использует S7). Все эти системы, естественно, шлюзуются друг с другом. Просто агентство или авиакомпания заключает с одной из них договор на обслуживание, и под нее обучает своих сотрудников. К этим системам подключаются и известные сайты для самостоятельного интернет-бронирования такие как https://www.anywayanyday.com/ и http://www.ozon.travel/ Все эти системы, по сути, являются агентами по продаже билетов. Однако авиакомпания тоже включает при продаже билета на своем сайте сервисный сбор (!). Так что может оказаться, что билет на сайте агентства может стоить дешевле, чем на сайте авиакомпании.

Например на 2 июля ЭниВэйЭниДэй предложил мне слетать из Москвы в Питер экономом Аэрофлота за 4254 рубля, сам Аэрофлот на тот же рейс продает билет по 4285 рублей. При этом те же даты для Трансаэро будут уже не в пользу агентства: ЭниВэйЭниДей предлагает тариф 3155 рублей, а сайт авиакомпании 3105 рублей. Это как бы не иллюзорно намекает на то, что Аэрофлот - жадные засранцы, которые умудряются ставить сервисные сборы за оформление билетов на своем сайте выше, чем сервисные сборы посредников :) Если же мы запустим систему, собирающую информацию с разных сайтов и систем бронирования, например http://www.skyscanner.ru/, то выясним что на те же рейсы можно купить билеты 3929 рублей у Аэрофлота, и 2576 рублей у Трансаэро (!). Еще интересней все становится, если мы не забываем о кодшэринге - это когда авиакомпании-партнеры продают места в своих самолетах друг другу. Самый простой пример - Аэрофлот и его "дочка" АК "Россия". На указанном выше рейсе реально лететь будет самолет АК "России", и это указано на сайте Аэрофлота. Но если вы покупаете билет через Аэрофлот, то билет обойдется вам в сумму от 3929 рублей до 4285 рублей. А вот у АК "Россия" билет ровно на тот же самолет будет стоить от 3431 рубля (на сайте агентства) до 3960 рублей (на сайте АК "Россия"). Правда тут вы уже не получите "аэрофлотовских миль" - если участвуете в его бонусной программе.

Есть и еще одна тонкость - если вы будете сдавать билет, то это делается "по месту его приобретения". Так что одно дело покупать самый дешевый невозвратный тариф, сразу понимая, что или в полет, или прощай деньги. Другое дело выбирать себе более менее стабильного партнера, с которым, возможно, еще придется обсуждать изменение дат, возврат билета или что-то еще.

Так вот. Резюмируя вышенаписанное. У авиакомпаний на все рейсы имеется определенное число мест под кодшэринг, определенное число мест под один тип тарифа, под другой и так далее. Все эти соотношения выверены практикой, и являются предметом экономического планирования. Авиакомпания не выкинет не распроданные билеты по низкой цене за день перед вылетом (чего бы многим хотелось). Но авиакомпания и не повышает цены по мере приблежения даты вылета (как полагают некоторые не замечая, что эконом эконому может быть рознь) - просто все дешевые варианты тарифов выкупаются у нее первыми. Так что чем ближе к дате вылета тем меньше вероятность купить самый дешевый вариант эконома - с фиксированными датами и большими штрафами за возврат билета.

Тут же можно, к слову, развеять и еще ряд мифов продвигаемых нашими авиакомпаниями. Во-первых, у них есть несдаваемые совсем тарифы. Например билеты Аэрофлота из Нью-Йорка в Москву - не сдаваемые, аналогично из Ниццы в Москву - и так далее. Большая часть бизнес класса на этих направлениях сдается со штрафами. Аналогично есть штрафы на значительном числе вариантов и бизнеса и эконома внутри страны. Кормить пассажиров на борту наши авиакомпании могут тоже весьма условно. Например, при полете из Воронежа в Москву пассажиру АК "Полет" положена карамелька. Объем и состав питания на борту всех авиакомпаний за последнее время мягко говоря "сдулся". Так что рассказы про "несдаваемые тарифы" и "обязательное питание на борту", как причину высоких цен на билеты, - это сказки. В реальности у нас очень жадные и очень не эффективные авиакомпании, которые страшно боятся перспектив либерализации авиационного рынка в России... потому что одно дело - устраивать междусобойчик за счет пассажиров, с распределением маршрутов и договорной "типа конкуренцией", а другое дело попробовать конкурировать с теми, кто и правда отладил менеджмент авиаперевозок, и оптимизировался по расходам. Из-за этого порой бывает дешевле улететь из Москвы в Ригу, а уже оттуда лететь дальше по Европе. Для Питера, естественно, проще оказывается доехать до Хельсинки, и лететь отттуда.

Так что если вы хотите действительно сэкономить на авиапутешествии то первое что вам надо сделать (еще до взгляда на тарифы), - определиться насколько вы уверены во всех датах и насколько верны ваши планы. Если вы не уверены, то может оказаться, что выгоднее окажется более дорогой эконом, позволяющий изменить даты вылета. Потом вы должны решить какой уровень комфорта вам нужен. Реально я не понимаю зачем летать бизнесом на рейсах менее 5 часов продолжительности... на трансатлантике или полете во Владивосток там можно поспать, и подготовить себя к "джэтлагу"... но кому нужен бизнес на самолете Самара-Москва мне не приходит в голову. Если вы летите зарубеж, с особенно по Европе, то может оказаться что дешевле будет выбраться самым дешевым тарифом по акции куда-нибудь в Германию, а оттуда уже Ринаэром куда надо. Ну и при бронировании билета не забывайте о сервисных сборах, которые у разных агентов (в том числе у сайтов авиакомпаний) могут быть разными... не лишним бывает сравнить их на скайсканере. При этом обращайте внимание на кодшеринг, чтобы не оказалось, что вы решили лететь Аэрофлотом потому что верите в его надежность, а он вам продал билет на АК "Россия", которая повезет вас в Питер АН-148...

У кого что есть добавить?

жизнь

Up